Понятие типа структуризации в менеджменте банка
Тип структуризации в менеджменте банка – это способ образования, выявления организационной или функциональной структуры.
Для любых организаций характерно разделение труда. Даже если вместе работает всего два человека, чтобы эффективнее продвигаться к общей цели, им нужно разделить между собой выполняемую работу. Подобное разделение труда называется горизонтальным, оно позволяет повысить производительность труда. В небольших компаниях оно, как правило, весьма условно и не формализовано. В более крупных организациях горизонтальное разделение труда достигается за счет образования выполняющих специфические задания подразделений. Подразделения могут иметь разные названия:
- отделы,
- сектора,
- службы и т.д.
Подразделения – как и организации, в которые они входят – представляют собой группы людей, осуществляющих деятельность, направленную на достижение общих целей. Для этого вводится вертикальное управление, при котором руководители одних подразделений координируют работу руководителей других подразделений. Они, в свою очередь, могут отвечать за координацию работы руководителей третьих подразделений. Результатом такого вертикального деления становится образование уровней управления. Сущность управления состоит именно в описанной координации.
Организационная структура предприятия – это логическое соотношение между функциональными областями и уровнями управления, которое используется для достижения стоящих перед организацией целей. Ею определяется система подчинения и состав общей иерархии управления предприятием.
Требования к структуризации в банке
Организационные структуры на разных предприятиях реализуются в разных формах. На выбор альтернативы влияют:
- характер деятельности организации,
- объем производственной или торговой деятельности,
- форма организации управления,
- соотношение между децентрализованной и централизованной формами управления,
- соотношение между территориальной и отраслевой формами управления,
- уровень автоматизации (механизации) управленческих операций,
- квалификация работников.
К организационным структурам предприятия предъявляется ряд требований:
- изготовление и реализация продукции выступают результатом функционирования структуры управления. Они должны отвечать требованиям непрерывности, пропорциональности, прямоточности, параллельности, ритмичности. В банке речь идет не о производстве, а о формировании банковского продукта, в котором могут быть задействованы разные подразделения. Например, при выдаче кредитов важен как процесс согласования кредита, так и непосредственно операции по зачислению средств на счет,
- количество структурных элементов (подразделений) должно быть минимизировано таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование. Аналогично для количества уровней управления,
- организационная структура должны быть гибкой, легко перестраиваемой, когда происходят изменения во внешней среде,
- между элементами системы, а также между внешней средой и системой должна действовать четкая коммуникация,
- перед организационной структурой стоит задача обеспечения высокой эффективности функционирования банка.
В процессе формирования организационной структуры во внимание нужно принимать и степень управляемости.
Степенью управляемости называют соотношение между сложностью объекта управления и управляющей способностью органа управления.
Управляемость может быть нормирована. Нормы управляемости служат для того, чтобы установить число подразделений и работников, которые могут подчиняться одному руководителю (либо органу управления) для обеспечения эффективности управления. Нормы управляемости отличаются для низшего, среднего и высшего звена. Чем выше звено, тем меньше непосредственных подчиненных должно быть.
Классификация банковских структуризаций
Организационные структуры могут быть классифицированы по различным основаниям:
- по типу бюрократии,
- по степени адаптивности,
- по уровню централизации.
Исходя из данных оснований, можно назвать большое количество разных видов организационных структур. На практике можно выделить два часто применяемых направления структуризации:
- по ресурсному принципу,
- по результатам деятельности.
В зависимости от того, какое направление было выбрано, формируется тот или иной тип структуризации:
- иерархическая структуризация (линейная или с двумя-тремя уровнями управления),
- традиционная функциональная (продуктовая, технологическая) или линейно-функциональная структура,
- матричная, бесструктурная или инновационная,
- дивизиональная (рыночная, региональная) или холдинговая.
В российской практике господствуют линейно-функциональная и иерархическая структуры. Иерархическая структуризация стала популярной еще в 1920-х – 1930-х, в годы индустриализации. Тогда эти системы были срисованы на наиболее успешных зарубежных предприятиях (вместе с технологиями и станками).
В банковской практике линейно-функциональная структура удобна только для мелких банков. Иерархическая структура также может применяться в неразвитой филиальной сети небольших региональных банков. В таком случае используется непосредственное прямое подчинение отделов руководителям высшего звена.
Для банков, имеющих широкую продуктовую линейку, более типична узкая специализация отделов и способов применения ресурсов. Если деление производится по технологическом принципу, имеет место технологическая структура.
Начиная с 1980-х крупные компании перешли на дивизиональную структуру. Если банковская организация выбирает централизованную схему управления, то все решения возлагаются на головной офис. В частности, это относится к вопросам найма, увольнения работников, продвижения их по карьерной лестнице. Дивизиональная структура разгружает руководителей, вынужденных принимать оперативные решения.