Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лидерские компетенции руководителя как фактор повышения эффективности его деятельности

Сущность лидерства и его природа

Разные исследователи рассматривают лидерство с разных точек зрения, а именно - с психологической, философской, социальной, политической и, конечно же, с управленческой. Но следует обратить внимание на то, что термин «лидерство» не имеет конкретного определения. Этим объясняется его многоаспектность и существование самых разных подходов, чтобы характеризовать лидерство в зависимости от сложившихся условий и ситуации.

Замечание 1

Наиболее общее определение отражает сущность лидерства как положения личности в группе или в обществе в целом. Статус лидера характеризуется его способностью оказывать влияние на других членов общества, направляя их усилия на достижение конкретно заданных целей.

В менеджменте под лидерством принято понимать статус личности в организации, ее подразделении. Статус характеризуется способностью влиять на мнение окружающих, выражать собственную позицию и принимать важные управленческие решения.

Лидером в организации является человек, который очень эффективен и в рамках формального, и внутри неформального руководства. Иногда статус лидера не совпадает со статусом руководителя, соответственно в качестве лидера сотрудники выбирают одного из «своих», прислушиваясь к его позиции и поддерживая ряд идей. Но стоит отметить, что роль лидера не так легка, как это может показаться. Да, индивид принимает ряд решений и может на свое усмотрение менять некоторые параметры производства, но он же несет ответственность за все осуществляемые изменения.

Ошибочные представления о лидерстве можно представлены следующими формулировками:

  1. Лидер – это человек, которого назначили управленцем (менеджером или руководителем). В реальности лидерство не получают с постом – это скорее уровень влияния человека и того, как он себя поставил в коллективе. Высокое положение безусловно дает больше шансов на то, чтобы стать лидером. Но совершенно не исключена вероятность потери влияния, даже если руководящая должность сохранится.
  2. Лидер – это предприниматель. Он умеет зарабатывать, продавать, комбинировать доходы. Конечно, грамотное обращение с финансами, предприимчивость и творчество могут способствовать лидерскому успеху, но это далеко не те качества, которые делают человека безоговорочным лидером. Необходимо долгосрочное влияние, признаваемое большинством сотрудников.
  3. Лидер – это тот, кто больше знает. Но на практике все совсем не так, ведь лидерство – это скорее творческая составляющая, умение мыслить нестандартно в самых необычных ситуациях, умение выходить из сложного положения победителем и находить любые достоинства в сложившихся условиях.
«Лидерские компетенции руководителя как фактор повышения эффективности его деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Соотношение понятий «лидер» и «руководитель»

Лидерство в значительной степени отличается от управления. Управление существует в организационных структурах взаимодействующих людей. А вот лидеры могут проявлять себя даже в тех группах, которые не отличаются организованностью. Иногда лидер может четко заявлять о себе, демонстрировать свои способности и собирать вокруг себя людей, которые согласны с его мнением и будут идти за ним и дальше ради достижения поставленной цели, и при этом не осуществлять ни малейших управленческих действий.

Выдвижение лидера и руководителя, а также направленность их деятельности обуславливается различными характеристиками. Лидера, даже если он предлагается изначально кем-то со стороны, в конечном счете, признает ведомая им группа. Это означает, что лидер обычно выдвигается «снизу», более или менее демократическим путем. Руководителя чаще назначают «сверху», а значит его кандидатура не оговаривается с обычными сотрудниками. Руководитель будет выполнять свои обязанности даже тогда, когда большинство будет против этого.

Управленческий стиль руководителя и расположение сотрудников к нему тесно связаны друг с другом. Выбранный стиль будет влиять на эффективность и результативность рабочего процесса. Большинство исследователей применяют следующую стандартную классификацию стилей руководства:

  1. Авторитарный;
  2. Демократический;
  3. Либеральный.

Авторитарному стилю характерна централизация управления. Единоначалие доминирует, а сотрудники попросту боятся руководителя. Управляющий требует, чтобы подчиненные докладывали о каждом шаге в проделанной работе, а также держали лидера в курсе, если вдруг произойдет какая-то непредвиденная ситуация. Доминирующими способами управления считаются указы, санкции, критические замечания, укоры, лишение разных льгот. Надзор весьма серьезный, подробный, забирающий подвластных инициатив. Круг интересов процесса устанавливаются существенно больше заинтересованностей людей, в общении доминируют острота и дерзость. Такой властный образ вызывает скорее страх, нежели мотивацию. Но в некоторых организациях стиль действительно способствует повышению эффективности, особенно если сотрудники успели ощутить на себе весь гнев руководителя и штрафные санкции.

Демократический стиль предусматривает распределение инициативы и ответственности среди управляющих. Поскольку стиль предполагает коллегиальное принятие решений, то помимо лидера полномочиями высказывать свое мнение наделены топ-менеджеры и старшие в рабочих группах. Взаимодействие с подчиненными протекает в виде пожеланий и просьб, советов. Несмотря на то, что в демократическом стиле лидер становится ближе к тем людям, которые за ним следуют, все же решение остается за ним и старшей группой. А еще неформальное сближение не допускается, хотя иногда, если сотрудники и лидер давно друг друга знают, то они могут узнавать друг друга уже в менее формальной обстановке.

Либеральный стиль управления характеризуется тем, что в нем отсутствует тотальный контроль над деятельностью сотрудников. С одной стороны, это плохо, ведь в определенный момент руководитель теряет контроль, и организация может оказаться в кризисной ситуации. С другой стороны, лояльность и доброжелательность вызывают ответную реакцию – сотрудники работают старательно, так как они замотивированы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.10.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot