Понятие профессионального стресса
Представители разных, даже самых престижных профессий порой испытывают настоящий стресс. Какой бы интересной ни была работа, как бы положительно она не сказывалась на благосостоянии человека – сложный график, переживания из-за публичных выступлений, постоянные взаимодействия с людьми и обеспокоенность за конечный результат все равно сказываются на его здоровье.
Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, которое возникает, когда на индивида воздействуют эмоционально-отрицательные, а порой и экстремальные факторы. Связаны эти факторы с выполняемой профессиональной деятельностью, поэтому на представителей разных профессий действуют разные группы стрессогенных факторов.
Специалисты различают несколько видов профессионального стресса, а именно:
- Информационный;
- Эмоциональный;
- Коммуникативный.
Чаще всего работники не справляются с возникшими задачами: не успевают завершить работу, не обладают достаточным опытом и практическими навыками для принятия решения. Отсюда возникают серьезные информационные и эмоциональные перегрузки, причем напряженность усиливается, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности. Также случаи неопределенности, общая неудовлетворенность оказывают серьезнейшее влияние на индивида. Стресс может развиваться и в хронической форме, при которой индивид не испытывает серьезных проблем и перенапряжения, и в целом его состояние остается удовлетворительным. Но опытные эксперты и врачи утверждают: рано или поздно стрессовая ситуация может сказаться на организме и психике человека - он утрачивает внимательность, решения принимаются им не обдуманно, а скорее эмоционально, у него теряется интерес к работе и профессии, исчезает мотивация далее развиваться из-за упадка сил, заболеваний и хронической усталости.
Эмоциональный стресс может остро переживаться индивидом. На неудачи в карьере накладываются неудачи в личной жизни, неудовлетворенность собой. Эмоциональный стресс возникает и при реальной, и при предполагаемой опасности, когда работник испытывает тревожность, но настоящий объект тревожности никаким образом себя не проявляет. Есть опасность и переживания относительно вины и гнева, унижений и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений и общей неудовлетворенности собственным положением внутри команды.
Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами, которые работник испытывает в процессе выстраивания коммуникаций и делового общения. Коммуникативный стресс проявляется в виде повышенной раздражительности и неустойчивости настроения, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособность грамотно и четко сформулировать отказ. Также работники могут не знать элементарных специальных приемов защиты от манипулирования. Следует отметить, что в разных ситуациях складываются различные стрессовые проявления, и они по-разному влияют на работников разных сфер.
Особенности профессионального стресса у менеджеров по продажам
Психологи выявили особое понятие «профессиональный стресс у менеджеров», и оно тут же оказалось в поле зрения менеджеров и управленцев. Деятельность менеджера, в частности менеджера по продажам, связана с постоянным стрессом, общением с людьми и значительным напряжением. Зачастую эти факторы приводят к тому, что человек оказывается в состоянии повышенной нервозности, и большую часть физических и эмоциональных сил тратит на то, чтобы избавиться от этого неприятного ощущения.
Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. Стресс приводит к снижению эффективности труда, нарушениям психического и физического здоровья. Менеджер ориентирован на то, чтобы найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Переживания относительно ощущений клиента, его решения, а также постоянный поиск новых методов работы с клиентами приводит к выгоранию сотрудника.
Поэтому важнейшим навыком современного менеджера является выявление основных симптомов стресса, а затем и его источников. Для этого человеку необходимо научиться распознавать малейшие признаки плохого самочувствия и дискомфорта. Только в результате подобной диагностики работник наконец приходит к мнению о том, что его проблема – это далеко не миф, а самая настоящая суровая реальность, и без решения проблемы в ближайшее время можно лишь усугубить ситуацию.
Современному руководителю постоянно приходится принимать нестандартные решения, быстро сосредоточиваться и переключать внимание с учётом неожиданно меняющихся условий, работать в режиме ожидания, неопределённости, дефицита или избытка времени, информации, различных ресурсов. К тому же руководитель тратит до 80% своего рабочего времени на коммуникацию, большую часть времени на подчинённых, которых надо организовывать, контролировать, мотивировать и стимулировать к эффективному труду, а также развивать и обучать подчинённых. Менеджеры сами нуждаются в значительной помощи и контроле своего состояния, и поэтому они обращаются к экспертам – тренерам, коучам, психологам. Те проводят углубленные исследования, анализируют состояние менеджера, помогают ему разобраться в источнике неприятных ощущений и решить проблему, не допуская осложнения текущей ситуации.
Стресс, таким образом, является одной из серьезных проблем управленцев. Каждому менеджеру необходимо вооружиться практическими и теоретическими знаниями о причинах возникновения и симптомах профессионального стресса, типовых организационных и личностных проблемах, которые становятся источниками стресса. Общая стратегия в деятельности менеджера должна состоять в том, чтобы соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям, но так, чтобы испытываемый стресс не выходил за рамки нормы.