Понятие кризисов и причины их возникновения
Кризис как предпосылка организационного развития - это пограничное негативное состояние социально-экономических и внутрипроизводственных взаимоотношений, а также связей компании с внешнеэкономической средой, обуславливающее ее переход на новую стадию развития.
Кризисные ситуации возможны на каждой стадии работы компании как во время развития и становления, так и во время расширения и модернизации производства, и при начале спада.
При решении сложных задач в управлении важными становятся следующие вопросы:
- на каких этапах развития компании в ее деятельности возникает кризис;
- как степень опасности появления кризиса зависит от деятельности самой компании;
- как возможно связать риск возникновения кризиса с состоянием экономической среды, в которой существует рассматриваемая компания.
Кризисы показывают персональные ритмы роста каждой отдельной компании, зачастую не совпадающие с темами общественного развития или роста других предприятий. У каждой компании есть свой потенциал роста и условия его реализации, при этом она подвержена влиянию закономерностей циклического развития всей социально-экономической среды в общем. А значит, на компанию все время действуют как внешние факторы, так и внутренние.
Кризисные ситуации проявляются в разнице роста объема производства и реализации продукции, росте задолженности банкам, поставщикам, налоговым органам, в недостатке оборотных средств и т. п., так как именно эти явленияявляются предпосылкой развития состояния неплатежеспособности компании.
До банкротства компания переживает ряд этапов изменения финансового состояния от временной неспособности выполнять свои обязательства до длительной, хронической неспособности, и от хронической неспособности до полного финансового банкротства.
Причина кризиса — это действия или события, из-за которых возрастает риск развития кризисных явлений.
Причины появления кризиса в компании делятся на внутренние и внешние. Внешние являются последствиями воздействия среды, в которой существует предприятие, а появление внутренних причин есть следствием ситуации внутри компании. К внутренним факторам относятся:
- управленческие: негодный финансовый менеджмент, большая степень предпринимательского риска, слабое знание структуры рынка, нет гибкости управления и т.д.;
- производственные: выработавшие свой ресурс основные фонды, малая производительность труда, большая материалоемкость, большие энергозатраты;
- рыночные: слабая конкурентоспособность, узкий круг покупателей и поставщиков.
Внешние причины:
- состояние экономики
- деятельность государства,
- состояние отрасли принадлежности организации,
- воздействие стихий и прочие форс-мажоры.
Также на финансовое состояние компании воздействуют рыночные факторы:
- отрицательная динамика размеров емкости внутреннего рынка
- укрепление монополизма на рынке
- шаткое положение дел на валютном рынке.
Каждая компания по-своему реагирует на влияющие на нее внутренние и внешние факторы. При появлении системного кризиса ряд компаний сразу прекращает деятельность, другие стараются противостоять кризисным явлениям, третьи ищут различные способы использовать влияние внешних факторов с пользой для себя.
Последствия кризисов и антикризисные меры
В случае возникновения кризиса надо иметь резервы для его пережидания, а еще владеть системой менеджмента для ведения деятельности компании в условиях возникшего кризиса.
Итоги возникшего кризиса различны.
Корректно построенный менеджмент способен подавить влияние кризиса и осуществить восстановление работоспособности компании в целях ее сохранения. Может произойти реструктуризация компании при сохранении руководителей и собственников или реорганизация организации. В иных условиях кризис способен привести к краху предприятия или к смене владельца и обновлению процесса работы компании.
Хотя надо отметить, что кризис в компании не всегда ведет к негативным последствиям. Возможны различные последствия кризисного состояния для предприятия:
Положительные:
- ослабление кризиса;
- оздоровление компании;
- сохранение компании как юридического лица;
- финансовое оздоровление;
- реструктуризация предприятия.
Негативные:
- усугубление кризиса
- развитие нового кризиса
- прекращение деятельности организации
- смена владельца.
Одну из основных ролей в деле преодоления кризисных ситуаций в компаниях обязано взять на себя государство.
В России государственным органом, отвечающим за политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению. Эта служба выполняет следующие функции:
- Анализирует финансовое состояние компаний, у которых есть признаки несостоятельности, готовит рекомендации по их преодолению;
- Формулирует параметры оценки платежеспособности компании;
- Ведет специальный реестр неплатежеспособных предприятий;
- Являясь представителем собственника государственного учреждения, участвует в банкротстве компаний, предусмотренном законом;
- Анализирует работу арбитражных управляющих и рассматривает жалобы на их действия;
- Анализирует деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Многие компании России пребывают в кризисном финансовом состоянии, что в большинстве своем связано с тем, что экономика России еще не вышла из системного экономического кризиса.
В каждой компании есть вероятность возникновения кризисной ситуации, даже если кризис совсем не наблюдается, так как деятельность предприятия неразрывно связана с различными рисками (финансовыми, предпринимательскими, процентными, экономическими и т. п.). Это обосновано тем, что компания существует и функционирует в социально-экономической системе, развивающейся циклично, спирально, так как меняются потребители и их нужды, техника и технология, приоритеты общества, рождаются и выходят на рынок новые продукты и технологии.
Исходя из вышесказанного, возникновение кризисных ситуаций в компании обязывает руководство или собственников к принятию жестких мер, чтобы сохранить предприятие в рынке, так как в другом случае компанию ждет разрушение и прекращение деятельности.