Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кризис как предпосылка организационного развития

Понятие кризисов и причины их возникновения

Определение 1

Кризис как предпосылка организационного развития - это пограничное негативное состояние социально-экономических и внутрипроизводственных взаимоотношений, а также связей компании с внешнеэкономической средой, обуславливающее ее переход на новую стадию развития.

Кризисные ситуации возможны на каждой стадии работы компании как во время развития и становления, так и во время расширения и модернизации производства, и при начале спада.

При решении сложных задач в управлении важными становятся следующие вопросы:

  1. на каких этапах развития компании в ее деятельности возникает кризис;
  2. как степень опасности появления кризиса зависит от деятельности самой компании;
  3. как возможно связать риск возникновения кризиса с состоянием экономической среды, в которой существует рассматриваемая компания.

Кризисы показывают персональные ритмы роста каждой отдельной компании, зачастую не совпадающие с темами общественного развития или роста других предприятий. У каждой компании есть свой потенциал роста и условия его реализации, при этом она подвержена влиянию закономерностей циклического развития всей социально-экономической среды в общем. А значит, на компанию все время действуют как внешние факторы, так и внутренние.

Кризисные ситуации проявляются в разнице роста объема производства и реализации продукции, росте задолженности банкам, поставщикам, налоговым органам, в недостатке оборотных средств и т. п., так как именно эти явленияявляются предпосылкой развития состояния неплатежеспособности компании.

До банкротства компания переживает ряд этапов изменения финансового состояния от временной неспособности выполнять свои обязательства до длительной, хронической неспособности, и от хронической неспособности до полного финансового банкротства.

Определение 2

Причина кризиса — это действия или события, из-за которых возрастает риск развития кризисных явлений.

«Кризис как предпосылка организационного развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Причины появления кризиса в компании делятся на внутренние и внешние. Внешние являются последствиями воздействия среды, в которой существует предприятие, а появление внутренних причин есть следствием ситуации внутри компании. К внутренним факторам относятся:

  • управленческие: негодный финансовый менеджмент, большая степень предпринимательского риска, слабое знание структуры рынка, нет гибкости управления и т.д.;
  • производственные: выработавшие свой ресурс основные фонды, малая производительность труда, большая материалоемкость, большие энергозатраты;
  • рыночные: слабая конкурентоспособность, узкий круг покупателей и поставщиков.

Внешние причины:

  • состояние экономики
  • деятельность государства,
  • состояние отрасли принадлежности организации,
  • воздействие стихий и прочие форс-мажоры.

Также на финансовое состояние компании воздействуют рыночные факторы:

  • отрицательная динамика размеров емкости внутреннего рынка
  • укрепление монополизма на рынке
  • шаткое положение дел на валютном рынке.

Каждая компания по-своему реагирует на влияющие на нее внутренние и внешние факторы. При появлении системного кризиса ряд компаний сразу прекращает деятельность, другие стараются противостоять кризисным явлениям, третьи ищут различные способы использовать влияние внешних факторов с пользой для себя.

Последствия кризисов и антикризисные меры

В случае возникновения кризиса надо иметь резервы для его пережидания, а еще владеть системой менеджмента для ведения деятельности компании в условиях возникшего кризиса.

Итоги возникшего кризиса различны.

Корректно построенный менеджмент способен подавить влияние кризиса и осуществить восстановление работоспособности компании в целях ее сохранения. Может произойти реструктуризация компании при сохранении руководителей и собственников или реорганизация организации. В иных условиях кризис способен привести к краху предприятия или к смене владельца и обновлению процесса работы компании.

Хотя надо отметить, что кризис в компании не всегда ведет к негативным последствиям. Возможны различные последствия кризисного состояния для предприятия:

  1. Положительные:

    • ослабление кризиса;
    • оздоровление компании;
    • сохранение компании как юридического лица;
    • финансовое оздоровление;
    • реструктуризация предприятия.
  2. Негативные:

    • усугубление кризиса
    • развитие нового кризиса
    • прекращение деятельности организации
    • смена владельца.

Одну из основных ролей в деле преодоления кризисных ситуаций в компаниях обязано взять на себя государство.

В России государственным органом, отвечающим за политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по финансовому оздоровлению. Эта служба выполняет следующие функции:

  1. Анализирует финансовое состояние компаний, у которых есть признаки несостоятельности, готовит рекомендации по их преодолению;
  2. Формулирует параметры оценки платежеспособности компании;
  3. Ведет специальный реестр неплатежеспособных предприятий;
  4. Являясь представителем собственника государственного учреждения, участвует в банкротстве компаний, предусмотренном законом;
  5. Анализирует работу арбитражных управляющих и рассматривает жалобы на их действия;
  6. Анализирует деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Многие компании России пребывают в кризисном финансовом состоянии, что в большинстве своем связано с тем, что экономика России еще не вышла из системного экономического кризиса.

В каждой компании есть вероятность возникновения кризисной ситуации, даже если кризис совсем не наблюдается, так как деятельность предприятия неразрывно связана с различными рисками (финансовыми, предпринимательскими, процентными, экономическими и т. п.). Это обосновано тем, что компания существует и функционирует в социально-экономической системе, развивающейся циклично, спирально, так как меняются потребители и их нужды, техника и технология, приоритеты общества, рождаются и выходят на рынок новые продукты и технологии.

Исходя из вышесказанного, возникновение кризисных ситуаций в компании обязывает руководство или собственников к принятию жестких мер, чтобы сохранить предприятие в рынке, так как в другом случае компанию ждет разрушение и прекращение деятельности.

Дата написания статьи: 03.11.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot