Понятие управленческого коучинга
Коучинг — это явление очень многогранное. Сегодня без управленческого коучинга уже не обходится ни одна современная, развивающаяся компания. Потому что коучнг – инструмент достижения целей, решения проблем группового и личностного роста.
На сегодняшний день управленческий коучинг развивается быстрыми темпами. В западных странах это давно бизнес-реалии. В России его пока используют как эффективное конкурентное преимущество.
Управленческий коучинг представляет собой коммуникативную технологию, позволяющую бизнес-коучу содействовать человеку в том, чтобы он:
- четко обозначил свою цель;
- определил, что и в каком порядке следует делать для того, чтобы достичь поставленной цели;
- просчитал ресурсы на движение к своей цели, ее достижение и изыскал недостающие ресурсы или модифицировал цель;
- принял окончательное решение о работе над достижением цели.
Главное отличие управленческого коучинга от других видов заключается в совместной работе коуча и клиента над достижением личных профессиональных целей только в контексте организации или бизнеса. Коучинг дает возможность увидеть места прорыва, возможность выйти за границы предполагаемых ограничений.
Коучинг в управленческом консультировании подразумевает два подхода:
- классический подход, при котором клиент знает о такой технологии, как коучинг и он надеется решить свои задачи с помощью данной технологии и ищет именно коуча;
- использование коучинговых технологий в работе самого консультанта, при этом клиент может вообще не знать о существовании коучинга.
Роль управленца в процессе коучинга
Управленец — это человек, оказывающий огромное влияние на настоящее и будущее компании. Соответственно, чем выше статус управленца, тем значительнее это влияние. Именно поэтому важно оказывать коучинговую поддержку грамотно. В этом помогают коучинговые технологии. С ними должны быть знакомы и коучи, и сами управленцы. Так как после проведения оргдиагностики и выявления корня существующих проблем, добытую информацию необходимо донести до клиента так, чтобы он отнесся с максимальным вниманием к ней, ведь дальнейшее развитие будет зависеть от решений управленца , а не консультанта. Управленцу необходимо владеть коучинговыми технологиями, ведь даже самое правильное решение, предложенное консультантом, не станет для клиента более ценным, чем выработанное самостоятельно. И коуч здесь нужен, для поддержки, для запуска процесса по выработке решения.
Консультант задает вопросы, ответив на которые клиент начинает четко представлять себе:
- цели изменений;
- почему данные изменения важны для компании;
- что можно сделать в текущей ситуации;
- какова последовательность действий;
- что изменится в результате нововведений и насколько эти изменения желательны для инициатора;
- готовность взять на себя ответственность за результат принятого решения.
Управленцы, прошедшие коучинг, свидетельствуют о возврате вложений для их бизнеса в шесть раз от стоимости коучинга.
Руководитель прошедший управленческий коучинг демонстрирует мышление уже в формате конечного результата, он видит любую ситуацию как проектную, позитивную. Такой управленец предполагает, что в организации всё хорошо, люди ресурсны и желают сделать для развития компании всё наилучшее. Это сильно отличается от оценочно-диагностического типа управленческого мышления руководителя.
Управленческий коучинг — это технология, позволяющая грамотно и с максимальным комфортом для клиента и для организации выстроить управленческие коммуникации и облегчить тем самым в дальнейшем процесс изменений.