Понятие личностного коучинга
Коучинг представляет собой профессиональную помощь человеку в постановке и достижении целей, профессиональных и личных, за наиболее короткий промежуток времени, а также с минимальными усилиями. Данный метод консультирования появился двадцать лет назад и был разработан бизнес-консультантом и психологом Томасом Леонардом и его коллегой Дж. Уитмором. Коучинг собрал в себе лучшее от бизнес-тренингов, психотерапии, наставничества, психологического консультирования, консалтинга, менеджмента.
Одно из направлений коучинга – личностный коучинг. Он подразумевает решение задач, проблем, поиск ответов на возникшие вопросы в сфере личной жизни. Это направление делится на две части:
- коммуникативная;
- личностная.
Коммуникативное направление личностного коучинга – это налаживание и выстраивание отношений с окружающими людьми.
Личностное направление коучинга – это работа клиента непосредственно с самим собой, выработка уверенности в себе, адекватной самооценки, осмысленности жизни, самоопределения в жизни, поиск внутренних резервов, источников активности и бодрости, тренировка стрессоустойчивости, обретение навыков управления эмоциями.
Целевая аудитория
Клиентами коучеров является множество людей от бизнесменов до домохозяек. Это люди готовые стать самодостаточными в бизнесе или личной жизни. Самодостаточность здесь подразумевает достаточность собственных знаний для постановки, а также достижения целей, решения профессиональных и личных задач.
Особенности личностного коучинга
Как определить разницу между коучингом, психотерапией, консультированием, тренингами.
Психотерапия – это теоретические знания и практические методы психологического воздействия на людей для устранения их психологического дискомфорта. Область деятельности психотерапевта находится на границе между психологией и медициной.
Консультирование – это рекомендации и советы. Принятие рекомендаций – личное дело клиента.
Тренинги дают набор техник, приемов, иного инструментария, которыми в рамках тренингов людей учат пользоваться.
Коучинг также помогает решить задачи поставленные клиентом, но при этом не просто устраняется психологический дискомфорт клиента, а клиент должен научиться предупреждать его самостоятельно.
Главное отличие коучинга от иных методов консультирования и обучения заключается в том, что клиенту коуч не дает готовых решений и не указывает, как и что надо делать, он помогает найти человеку лучшее решение самостоятельно.
Основная философия коучинга заключается в том, что каждый человек знает сам, как решить свои задачи, иногда ему надо только немного помочь. Коуч призван помочь человеку четко осознать цели и их важность, возможные преграды, мешающие на пути. Коуч не позволяет клиенту отвлекаться от цели, лениться, прожигать жизнь, забывая о своей цели.
Большая часть общения с коучем, как правило, посвящена осознанию преград, причин невозможности получить желаемое. Ограничивающие убеждения, привычки, стереотипы, устаревшие шаблоны поведения, узость взглядов, инерция - это объекты осознания, которые показывает коуч клиенту. Точнее, коуч поможет человеку самому увидеть преграды и ограничения на его пути. Коуч будет спрашивать, но не советовать. Коуч бросает вызов человеку. Он не знает правильных ответов, но обладает знаниями постановки правильных вопросов.
Одновременно коучинг, это также поддержка желаний клиента. Коучинг еще и стимулирует самообучение клиента. При этом коуч тренирует не человека, а ту часть его личности, которая отвечает за самообучение. Человек становитесь учителем сам для себя и в дальнейшем может самостоятельно добывать нужные знания, ставить правильно цели, выпутываться из своих проблем.
Формы и этапы коучинга
Чаще всего коучинг проходит в виде специальных встреч. Такие встречи называются коуч-сессиями. Коуч-сессии бывают двух видов:
- индивидуальные;
- групповые.
Основные этапы работы на коуч-сессии:
- постановка цели,
- анализ реальности,
- поиск решения,
- составление плана достижения цели.