Понятие контроллинга и его цели
Контроллинг представляет собой систему, которая осуществляет контроль за всевозможными изменениями, происходящими при осуществлении деятельности объекта хозяйствования, что позволяет ликвидировать проблемные места и сориентироваться на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами, стоящими перед предприятием.
Суть контроля, который осуществляется на предприятии путем контроллинга, состоит в формировании гарантий по выполнению плана и в увеличении эффективности процесса управления.
Основное назначение контроллинга – это способность предупреждать кризисные ситуации.
Для того чтобы системе контроллинга проводить осуществление своих функций, необходимо, во-первых, построить грамотную систему планирования, при этом служба контроллинга определяет не то, что планировать, а то, как и когда планировать; во-вторых, построить систему составления отчетности.
Цель контроллинга определяется руководством предприятия. В зависимости от того, какие изменения происходят в его внутренней и внешней среде целью контроллинга может быть и повышение качества выпускаемой продукции, и снижение затрат на ее производство, и расширение рынков сбыта, и др.
Задачи контроллинга
Основная задача контроллинга – это обнаружение проблем предприятия и заблаговременное внесение изменений в осуществление его деятельности с целью предупредить момент, когда обнаруженные проблемы смогут спровоцировать кризисное состояние.
Для того, чтобы грамотно решить эту задачу необходимо:
- Определить фактическое состояние деятельности предприятия и структурных единиц, входящих в его состав;
- Определить прогнозное состояние деятельности предприятия в экономике на будущий момент времени;
- Определить отклонения фактических показателей деятельности как предприятия в целом, так и каждой структурной единицы, а также причин этих отклонений;
- В случае, если показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия, будут стремиться к своим предельным значениям, обеспечить устойчивость производственного и финансового состояния предприятия;
- Определить слабые и узкие места деятельности предприятия.
Во многом, результат решения этой задачи сводится к тому, насколько слажено осуществлена координация целей, поставленных для различных уровней управления предприятием, а также правильность выбора средств и методов реализации этих целей.
В связи с этим, появляется еще одна задача контроллинга, которая сводится к осуществлению контроля и регулирования. Существует и третья задача, суть которой состоит в предоставлении и сопровождении процесса контроллинга достоверной и точной информацией. Грамотное решение этой задачи осуществляется с помощью:
- Разработки всевозможных методик планирования;
- Предоставления достоверной информации для составления прогнозных планов деятельности предприятия;
- Установления границ отклонений фактических показателей деятельности предприятия, которые будут допустимы;
- Проведением анализа причин этих отклонений, а также разработка рекомендаций, способствующих их уменьшению и дальнейшему предотвращению;
- Учета и контроля затрат, производимых предприятием в процессе осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности, а также результатов этой деятельности;
- Разработки инструментов, способствующих осуществлению планирования и контроля принятия управленческих решений;
- Стимулирования процесса планирования.
Эффективное решение представленных выше задач позволяет использовать будущие благоприятные условия для предприятия, помогает прояснить возникающие в процессе осуществления деятельности проблемы, а также подготовить предприятие к изменениям во внешней среде, которые могут возникнуть внезапно, и тем самым, обеспечивает длительное и эффективное функционирование предприятия и структурных единиц.