Производственный процесс - это совокупность взаимосвязанных операций и действий, которые осуществляются на предприятии и в конечном итоге направлены на изготовление готовой продукции.
Характеристика контроля производственного процесса
Важным принципом функционирования системы менеджмента качества на промышленном предприятии является регулярное осуществления контроля производственного процесса. Он заключается в сборе информации о фактическом состоянии производственного процесса (объем производства в стоимостном и натуральном выражении, темпы его роста, себестоимость изготовленной продукции и др.) и в последующем сопоставлении с данными о предшествующем состоянии (чаще всего рассчитывают абсолютную разность или отношение двух показателей).
Контроль производственного процесса еще называется производственным контролем. Для построения его системы нужно предпринять ряд мер:
- изучить производственный процесс;
- установить количественные и качественные показатели, которыми можно оперировать на каждом этапе производственного процесса;
- определить оборудование, которое задействовано на каждой производственной операции;
- на основании трех предыдущих этапов разработать первичную учетную документацию;
- разработать сводную отчетность, формы материальных балансов, оборотно-сальдовые ведомости по объектам учета.
В результате проведения контрольных мероприятий предприятие получает объективное представление о производственном процессе в настоящее время. Более того, оно определяет основные направления его совершенствования путем устранения существующих и выявленных недостатков.
Этапы совершенствования производственного процесса
Совершенствование производственного процесса, как правило, осуществляется путем последовательной реализации следующих этапов:
- Определение приоритетов усилий: самооценка.
- Документирование: диаграмма потока, карта последовательности событий, метод расслоения, диаграмма Парето.
- Анализ проблемы: причинно-следственная диаграмма Исикавы, гистограмма, структурно-функциональная модель процесса, система единичных и комплексных показателей процесса производства.
- Выдвижение и обсуждение идей совершенствования: метод анкетирования Кроуфорда, метод номинальных групп, диаграмма сродства.
- Выбор методов совершенствования: упрощение, реинжиниринг, развертывание функции качества (QFD-методология), статистическое управление процессами.
- Внедрение: блок-схема процессами принятия решений, технико-экономический анализ, информационная поддержка.
Усовершенствованный производственный процесс отличается повышенными значениями показателей, которые его характеризуют, общим улучшением качества на предприятии.
Методы совершенствования производственного процесса
Метод упрощения предназначен для исключения потерь и избыточных затраты на элементы производственного процесса. Упрощенный процесс протекает легко, без сопротивления, не снижая уровня показателей ни внутри самого процесса, ни в его взаимодействии с внешней средой.
Упрощение позволяет, прежде всего, сократить время производственного цикла. Это может быть достигнуто посредством параллельного, а не последовательного выполнения действий, изменения порядка действий, уменьшения времени простоев и др.
Развертывание функции качества (Quality Function Deployment — QFD) представляет собой методологию систематического и структурированного преобразования пожеланий потребителей в требования к качеству продукции, услуги и/или процесса. QFD-методология - это оригинальная японская разработка, в соответствии с которой пожелания (установленные и предполагаемые потребности) потребителей с помощью матриц переводятся в подробно изложенные технические параметры (характеристики) продукции.
Применение QFD-методологии для совершенствования производственного процесса, т.е. для улучшения его качества происходит через несколько этапов. Сначала определяют ожидания потребителей и сравнительную ценность продукции. Затем устанавливают цели проекта и подробно описывают технические характеристики продукции.
На основе полученных данных заполняют матрицу связей. Далее определяют взаимодействие между техническими характеристиками продукции и их целевых значения, проводят технический анализ и в итоге формулируют рекомендации для совершенствования.
Реинжиниринг представляет собой методологию совершенствования в результате фундаментального переосмысления, радикальной модификации, коренного перепроектирования процессов. Целью реинжиниринга является достижение существенного улучшения критических показателей исполнения деятельности в организации.
В отличие от многих других инструментов, реинжиниринг всегда нацелен на прорыв или хотя бы на достижение радикального улучшения. На практике находят применение два способа реинжиниринга. Во-первых, модификация действующего процесса. Во-вторых, с чистого листа (создание нового процесса).
Реинжиниринг начинается с выбора конкретного процесса. Далее составляют планы и проекта реинжиниринга. Реализация проекта предполагает монтаж технических средств и оборудования, испытание работы спроектированной системы, анализ процесса внедрения. В конце новый процесс внедряется в масштабе всей организации и происходит распространение полученного опыта.
Таким образом, деятельность по управлению качеством производственного процесса предприятия предполагает, помимо прочего, проведение его контроля и последующего совершенствования, что позволяет улучшить качество.