Сущность консалтинга
Консалтинг (в большинстве случаев) представляет собой деятельность по консультированию управленцев, руководителей по широкому кругу вопросов в сфере юридической, коммерческой, финансовой, технической, технологической и др. деятельности. Основная цель консалтинга — помочь менеджменту компании достичь поставленных целей.
Консалтинг наиболее актуален тогда, когда:
- фирма нуждается в новых, свежих идеях и решениях
- фирме необходимы знания и опыт
- у руководства компании отсутствует консенсус по тому или иному важному вопросу, и поэтому необходим объективный совет, мнение извне
- фирме нужна квалифицированная помощь для завершения того или иного проекта
- вследствие неэффективности менеджмента, недостатков внутрифирменных коммуникаций и по иным причинам компания нуждается в специалисте, способном сыграть роль связующего звена между различными структурными подразделениями и уровнями управления и т. д.
Основные виды консалтинговых услуг
Ими являются:
- юридические
- налоговые
- бухгалтерские
- управленческие др.
Из вышеперечисленных наиболее распространенными являются следующие виды консалтинговых услуг:
- финансовый консалтинг – представляет собой комплекс услуг для фирмы, благодаря которым выстраивается надежная и эффективная система финансового управления
- управленческий консалтинг собой представляет комплекс услуг, который предоставляется топ-менеджерам компаний; в основном включает вопросы стратегического менеджмента, финансового и инвестиционного менеджмента и др.; основной целью управленческого консалтинга является помощь в оптимизации и повышении эффективности работы фирмы.
Основные виды консалтинга
Основные виды консалтинга можно также классифицировать по следующим критериям:
-
по методу:
- экспертный
- обучающий
- процессный
-
по предмету:
- IT-консалтинг
- управленческий
- HR-консалтинг
- экологический консалтинг
- консалтинг в сфере корпоративного обучения
- военный консалтинг и т.д.
-
по локализации:
- внутренний
- внешний
- международный
Критерии выбора консалтинговой фирмы
Поскольку услуги консалтинговых фирм довольно часто играют немалую (если не ключевую) роль в развитии бизнеса их клиентов, отличаясь, при этом, как правило, высокими ценами, очень важно правильно подойти к выбору компании, которая специализирующейся на подобного рода услугах. Всегда лучше выбрать проверенных специалистов, с хорошей репутацией и солидным стажем на данном рынке (даже если стоимость их услуг на порядок выше, чем у новоиспеченных конкурентов).
Таким образом, консультанты, заслуживающие доверия, должны оказывать клиентам весь спектр услуг информационного характера по тем или иным управленческим вопросам, а также, что немаловажно, способствовать достижению компанией конкретных и измеримых положительных результатов.
Можно перечислить некоторые основные критерии, которые могут помочь в оптимальном выборе консалтинговой фирмы:
- стаж деятельности консалтинговой компании
- опыт профессиональной деятельности и квалификация специалистов
- отзывы клиентов
- цена услуг (которая может быть и неприемлемой при текущем финансовом положении).
Современные тенденции на рынке консалтинга
Не взирая на достаточно стремительный рост числа консалтинговых компаний, потребность в их услугах в «русскоязычном сегменте» пока все ещё превышает предложение.
Если совсем недавно многие фирмы отдавали предпочтение созданию «собственных» структур, способствующих развитию бизнеса, то в современных условиях руководители все чаще обращаются за помощью к независимым консультантам. В большинстве случае такое решение является гораздо более выгодным, поскольку далеко не каждой компании под силу содержать в своем штате разнообразных специалистов-консультантов.
Консалтинговый бизнес сегодня – один из наиболее рентабельных в мире, и у него отличные перспективы для дальнейшего развития, в том числе и в нашей стране.