Представление о конкуренции
Конкуренция воспринимается как процесс экономического воздействия, который характеризуется соперничеством и борьбой между идентичными предприятиями, действующими на одном рынке сбыта. Конкуренция — это положительный показатель здорового экономического рынка. Если существует конкуренция, значит у потребителя существует выбор.
Потребители любят выбирать товар по определенным критериям. Данные критерии формируют спрос. Менеджер, который изучает рынок обязательно обратит внимание на повышенный спрос к какому — либо виду продукта. Эффективный менеджер постарается привлечь свое предприятие к активной деятельности по реализации продукта с высоким спросом. Позднее, когда волна спроса утихнет и стихийные предприятия уйдут с рынка, останутся только те предприятия, которые специализируются на данном товаре.
Предположим, что конкуренция — это только положительное явление, которое возникает на здоровом социально — экономическом рынке. Рассмотрим более подробно функции конкуренции.
Функции конкуренции
- Регулирование себестоимости товара и его потребительской цены
- Распределение прибыли в зависимости от усилий работника по его реализации
- Распределение финансовых ресурсов между отраслями рынка сбыта
- Перераспределение финансовой базы между компонентами производства
- Оценка эффективности и востребованности предприятия в масштабах рынка
Конкуренция является достаточно сложным явлением, которое классифицируется по нескольким признакам. Рассмотрим классификацию конкуренции более подробно.
Виды конкуренции по регулированию
- Регулируемая конкуренция
- Свободная конкуренция
Регулируемая конкуренция возникает в обществе с высоким государственным участием. Государство отслеживает возникновение и развитие различных предприятий и регулирует их деятельность. Прямое воздействие не допустимо, поэтому государство принимает и отменяет различные законы и законодательные акты. Часть предприятий, которые не входят в данную группу по каким — то признакам переходят в другую форму или прекращают свою деятельность.
Свободная конкуренция возникает на рынке со свободной экономической системой. Рынок развивается, поэтому на возникает большое количество предприятий с аналогичными параметрами. Они все хотят получать прибыль, поэтому начинают улучшать параметры своего предприятия. Возникает конкуренция. Она никак не регулируется, не ограничивается. Перейдем к следующей классификации конкуренции.
Виды конкуренции по цене
- Конкуренция по ценовому признаку
- Конкуренция вне цены
Конкуренция по ценовому признаку возникает у предприятий с идентичными параметрами. Предположим, что предприятия производят один и тот же вид продукции, с одинаковыми параметрами, из одного вида ресурсов. Допустим они действую на одном рынке. В данном случае, они могут конкурировать только по цене.
Конкуренция вне цены
Конкуренция вне ценовых параметров возникает в том случае, если предприятие производит продукт с оригинальными свойствами. Этим свойством может быть высокое качество или энергосберегающие свойства. Потребитель выбирает такой продукт из множества других продуктов. Цена, в данном случае, не имеет принципиального значения.
Потребители определяют спрос и рождают предложения. Возникают ситуации, при которых цена - не главный фактор выбора. Потребитель может использовать в качестве основного критерия качество, количество, потребительские характеристики. На одном и том же рынке товаров и услуг могут с успехом существовать несколько предприятий с аналогичной товарной группой и у каждого из них найдется свой потребитель.
Потребности рынка очень часто меняются. Иногда, при формировании конкурентного преимущества важен такой фактор как доступность. У фирмы может быть очень качественный и отличный товар с высокими потребительскими свойствами, но его местоположение может определить выбор потребителя. Рассмотрим практический пример.
У одного дома расположены два магазина с аналогичной товарной группой. Цены в них примерно одинаковы, ассортимент очень похож. Один магазин расположен у дома, а второй располагается через дорогу от дома. Потребители предпочитают магазин, который расположен ближе. Поэтому в данном случае, вопрос цены не имеет принципиального значения.