Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационный менеджмент, структура и содержание

При организации управления инновационной деятельностью следует четко сформулировать цели управления, оценить возможности фирмы, слабые и сильные стороны, применяемые методы управления, разработать организационную структуру и решить множество прочих вопросов. При этом основным из них является вопрос построения структуры системы инновационного менеджмента. Рассмотрим подробнее содержание компонентов этой системы.

«Выход» системы

Анализ системы берет свое начало с ее «выхода» — реализуемых предприятием товаров (продукции, новшеств, услуг и т. д.). Основным требованием к «выходу» является обеспечение конкурентоспособности товара на рынке и достижение за счет этого прибыльного функционирования фирмы в целом. Ключевым условием выполнения потенциальной конкурентоспособности «выхода» системы сегодня становится высокое качество проводимых маркетинговых исследований.

Замечание 1

Расходы на следующих стадиях жизненного цикла товара увеличиваются достаточно высокими темпами. К примеру, расходы на НИОКР намного больше расходов на организацию стратегического маркетинга. Расходы на организационную и технологическую подготовку производства больше затрат на НИОКР в 2—5 раз. Материализация объектов НИОКР на производстве потребует еще больших затрат. Чем программа выпуска объектов больше, тем меньше в совокупных затратах за весь жизненный цикл объекта доля предпроизводственных затрат. Расходы на использование продукции длительного пользования больше цены объекта в несколько раз. К примеру, расходы за 10 лет эксплуатации транспортных средств, станков, оборудования в 10—20 раз больше их стоимости.

Эксплуатационные затраты включают затраты на:

  • энергию;
  • топливо;
  • вспомогательные материалы;
  • запасные части;
  • амортизацию основных фондов, применяемых при проведении ремонта и технического обслуживания техники;
  • оплату труда ремонтного и обслуживающего персонала;
  • отчисления на различные социальные нужды и т. п.
«Инновационный менеджмент, структура и содержание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Приоритетная стратегия поведения фирмы в условиях высокой конкуренции должна основываться на стратегии повышения качества товаров и экономии ресурсов у потребителей. Логическую цепочку экономии ресурсов образуют следующие факторы:

  • повышение качества осуществления стратегического маркетинга;
  • обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров;
  • сокращение совокупных затрат за весь жизненный цикл объекта на единицу их полезного эффекта (отдачи) за счет увеличения качества и экономии затрат на эксплуатацию.
Замечание 2

Итак, для повышения качества «выхода» системы сначала необходимо повысить качество стратегического маркетинга, обосновать нормативы конкурентоспособности товаров в будущем.

«Вход» системы

Ко «входу» системы относят все то, что фирма получает для производства товаров: материалы, сырье, энергия, комплектующие изделия, информация, оборудование, кадры, документы. Задачами органов управления является обеспечение конкурентоспособного «входа» через проведение маркетинговых исследований и выбора более конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» не будет конкурентоспособным, то и конкурентоспособность «выхода» система не сможет обеспечить.

Обратная связь

Среди компонентов “обратной связи” системы менеджмента выделяют рекламации клиентов, требования, информация от потребителей товаров фирмы, которые возникают в связи с низким качеством товаров, передовыми достижениями научно-технического прогресса, инновациями и прочими факторами. Потребители могут осуществлять обратную связь как с фирмой — поставщиком основных товаров, так и с поставщиками («входом») фирмы.

Внешняя среда системы

Среди компонентов внешней среды фирмы выделяют:

  • макросреду,
  • инфраструктуру,
  • микросреду

Все эти факторы оказывают косвенное или прямое влияние на конкурентоспособность, устойчивость и эффективность работы фирмы.

Замечание 3

Макросреду можно охарактеризовать политическими, международными, экономическими, правовыми, социально - демографическими, природно-климатическими, экологическими, научно-техническими, культурными факторами.

Некоторые из факторов макросреды могут оказывать прямое влияние на функционирование фирмы (к примеру, таможенная, налоговая, финансово-кредитная системы), остальные — косвенное (параметры экосистемы, технического развития, правовой системы и пр.). В принципе, чем конкурентоспособность страны выше, тем больше конкурентоспособных фирм.

Региональная инфраструктура характеризуется совокупностью следующих отраслей:

  • рыночная инфраструктура региона;
  • мониторинг окружающей природной среды;
  • здравоохранение;
  • образование и наука;
  • торговля;
  • культура;
  • общественное питание;
  • связь и транспорт;
  • строительство;
  • промышленность;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • бытовое обслуживание;
  • сельское хозяйство.

К факторам микросреды фирмы обычно относят:

а) непосредственных конкурентов фирмы по производимым ею товарам; б) всех конкурентов поставщиков; в) маркетинговых посредников фирмы по «выходу» и «входу» системы; г) различные контактные аудитории (сообщество потребителей, профсоюзы, контролирующие органы, СМИ и т. п.).

Чем конкуренция по “входу” и “выходу” системы выше, тем больше, соответственно, будет конкурентоспособность производимых фирмой товаров. На фирму из внешней среды на фирму оказывают давление контактные аудитории. Конкуренты поставщиков фирмы из этого сегмента могут вытолкнуть непосредственных поставщиков, с которыми у фирмы заключены договора, и в данный момент они относятся к ее «входу». Конкуренты фирмы по ею производимым товарам также “выталкивают” ее из этих сегментов, оказывают определенное сопротивление.

Замечание 4

Маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» фирмы оказывают ей содействие в реализации поставленных перед ней целей. «Вход», «выход», внешняя среда и обратная связь относят к окружению фирмы.

Внутренняя среда системы

Внутренняя среда фирмы включает подсистему научного сопровождения, целевую, обеспечивающую, управляемую и управляющую подсистемы, в совокупности составляющие систему инновационного менеджмента.

Подсистема научного сопровождения включает следующие компоненты: научные подходы, функции и методы менеджмента.

Научные подходы к менеджменту включают: структурный, системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный, нормативный, комплексный, динамический, интеграционный, процессный, количественный, поведенческий, административный, ситуационный.

Функции менеджмента в себя включают:

  • стратегический маркетинг,
  • организация процессов,
  • планирование,
  • мотивация,
  • учет и контроль,
  • регулирование.

К методам менеджмента относят методы принуждения, побуждения, сетевые методы, методы анализа и прогнозирования.

Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента включает в себя конкретные компоненты по созданию новшеств и внедрению инноваций на различных стадиях жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационная и технологическая подготовка производства новшеств и внедрение инноваций; производство новшеств; обслуживание инноваций.

Замечание 5

Управляющая подсистема является важнейшей, поскольку данная подсистема отвечает за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются разработка управленческого решения, управление персоналом, координация реализации инновационных проектов. Данные компоненты устанавливают качество остальных подсистем системы инновационного менеджмента.

Дата написания статьи: 11.03.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot