Принципы разделения деятельности в менеджменте
Менеджмент как общая наука подразделяется на различные типы в зависимости от специфики деятельности, которую выполняет менеджер. Все виды менеджмента связаны между собой, иногда их функции переплетаются, так как менеджеру необходимо выполнять функции администрирования, руководства персоналом, выбора целей деятельности отдела или организации в целом, выбора средств и методов достижения целей. В небольших организациях менеджеры часто сочетают в своей работе почти весь набор функций, а индивидуальные предприниматели выполняют их все единолично. В больших организациях существует возможность разделить функции менеджмента между разными отделами и закрепить их. Также разделение может происходить между отдельными сотрудниками. Но во всех организациях необходимо различать и проводить анализ видов менеджмента, так как каждый из видов характеризуется своим набором средств и методов управления, использует определенные навыки и приемы в работе.
Увеличение темпов производства, появление массового производства в ХХ веке способствовали развитию менеджмента как научной дисциплины. Только в ХХ веке началось издание первых учебников по менеджменту, стали появляться специальные учебные заведения, дающие возможность изучать менеджмент, применять математические методы для решения задач управления и т.д. Рост научного менеджмента продолжается до сих пор, и он способствует улучшению структуры менеджмента, разделению на подвиды.
Структурирование происходит на основе следующих признаков:
- по объектам управления (персонал, финансы, потоки товаров, запасы, банки, технологии, затраты времени, инструменты и т.д.);
- по организационно-правовым формам компаний (коммерческие и некоммерческие организации, государственные и частные предприятия, объединения компаний, которые в свою очередь также подразделяются на виды в зависимости от специфики их организации и функционирования);
- по сфере деятельности организации (производство новой продукции, посреднические услуги, заключение коммерческих сделок, финансовые услуги, страхование и т.д.);
- по методологии менеджмента (традиционный, системный, ситуационный);
- по исторически сложившимся подходам к управлению (социально-этический, японский, американский, стабилизационный);
- по специфике ситуации в организации (на перспективу, текущий, оперативный, стратегический);
- по повторяемости действий (циклический, непрерывный);
- по целям деятельности в подразделении организации (получение прибыли за определенное время; завоевание доли рынка; максимизация цены на акции, минимизация затрат на производство, увеличение количества продукции, увеличение загрузки и повышение эффективности работы оборудования, уменьшение текучести кадров, повышение безопасности производства и т.д.)
В рамках общего менеджмента в зависимости от структурирования и специфики деятельности организации формируются конкретные направления: управление персоналом, финансами, банками, оперативное управление, стратегическое и т.д. Конкретные направления менеджмента формируются как сочетание нескольких параметров из разных пунктов структуры менеджмента, часто они ориентируются на цели и ситуацию, в которой находится организация.
Специфика классификации видов менеджмента
Классификация видов менеджмента помогает выделить факторы, важные для каждой конкретной организации и специфики управления в ней. Сама классификация основана на сочетании факторов. Она помогает рассматривать возможности для развития данных сочетаний внутри организации как с точки зрения теории менеджмента, так и с точки зрения их практического применения. Использование классификации на практике дает возможность менеджерам применять инструменты менеджмента, которые соответствуют типу решаемых задач. Таким образом, можно достичь сокращения затрат времени на поиск подходящих методов и приемов работы. С точки зрения методологии все подходы в менеджменте принято разделять на системный, традиционный и ситуационный.
Традиционный подход использует такие методы и принципы в управлении, которые можно применять в любом типе организации (по организационно-правовой форме, масштабам, специфике деятельности). Менеджмент рассматривается как одномерное взаимодействие с простой структурой, которое происходит между людьми и (или) организациями. Все объекты управления понимаются как идентичные, с одинаковыми простыми реакциями на воздействия извне.
Системный подход рассматривает организацию как единое целое, обращает большое внимание на процесс взаимодействия между подразделениями организации, изучает каждый элемент системы в контексте его работы в рамках данной системы. Основные признаки системного подхода:
- изучение входа в систему (ресурсов извне и методов их поступления);
- изучение процесса трансформации ресурсов в продукцию;
- изучение выхода из системы (свойства продукции и методов ее распространения);
- изучение обратной связи (как результат влияет на всю цепочку с момента входа ресурсов).
Системный подход анализирует организацию как сложный организм, чьи реакции не могут быть исключительно стандартными (как в традиционном подходе), а зависят от поведения элементов в рамках системы.
Ситуационный подход рассматривает менеджмент как нестабильную сферу работы организации. Основной принцип подобного подхода: не существует универсального набора методов, правил и инструментов управления, который подходит ко всем ситуациям, возникающим в процессе работы. Ситуация рассматривается как комплекс явлений, связанных между собой. Элементы ситуации в данном подходе:
- состояние объекта управления в целом;
- методы управляющего воздействия на объект;
- последствия применения методов управления (т.е., поведение объекта после воздействия).
Ситуационный подход хорошо применим на рынках с высокой нестабильностью, непредсказуемым поведением участников рынка.