Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конфликты и стратегия их преодоления

Принципы разрешения конфликтов

Определение 1

Конфликты и стратегия их преодоления – это возникающие на основе противоречия интересов противостояния и способы их разрешения.

Менеджер любого уровня должен уметь эффективно предупреждать и разрешать трудовые и производственные конфликты. Этот навык относится к базовым профессиональным компетенциям управленца. Современные компании нередко в составе корпоративных ценностей даже обозначают умение строить конструктивные функциональные конфликты, способствующие развитию фирмы.

Менеджер будет эффективнее справляться со сложными проблемами управления, если:

  • знает признаки назревания конфликтных ситуаций,
  • знаком с закономерностями развития конфликта,
  • выявляет цели и мотивы сторон конфликта,
  • осознает истинные интересы всех участников конфликта, включая себя,
  • владеет методами анализа конфликтных ситуаций и организации поиска решения совместными силами.
Статья: Конфликты и стратегия их преодоления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Итак, конфликтами в организации нужно управлять. Главное – не то, какие формы действий осуществляются, а то, какие функциональные или дисфункциональные последствия они имеют. При грамотном осуществлении управленческого воздействия конфликт может выступать точкой развития и роста организации, давать толчок формированию новых связей и отношений. Однако такая функция может быть реализована только при выполнении двух условий:

  1. формирование положительного отношения к конфликтам как таковым, выработка навыка видения конструктивного начала в конфликте,
  2. формирование способности к анализу конфликтных ситуаций, управлению ими, накопление широкого репертуара технологий разрешения конфликта, строгое соблюдение принципов разрешения конфликтов.

Принципы, которых нужно придерживаться при разрешении конфликта:

  • конфликты должны институциализироваться. Иными словами, нужно устанавливать нормы и процедуры разрешения и урегулирования конфликтов. Все стороны должны принимать некие правила разрешения конфликта, а третьи лица – осуществлять контроль,
  • процедура разрешения конфликта должна легитимироваться. Всем сторонам нужно признавать правомерность и справедливость применяемого порядка действий при разрешении спора,
  • конфликтующие группы должны быть структурированы,
  • людей необходимо отделять от проблемы: по отношению к проблемам должна демонстрироваться твердость, а по отношению к людям – мягкость,
  • нужно предлагать взаимовыгодные варианты,
  • внимание должно концентрироваться на интересах, а не позициях,
  • следует использовать объективные критерии для каждой части конфликта,
  • перспективный вариант – редукция конфликта, т.е. ослабление конфликта в результате серии последовательных шагов, направленных на перевод противоборства или противостояния на более мягкий уровень.
«Конфликты и стратегия их преодоления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Базовые стратегии решения конфликтов

Для решения конфликта может применяться одна из пяти основных стратегий:

  1. Соперничество. Смысл этой стратегии заключается в том, что одна сторона навязывает другой выгодный для себя вариант решения. Соперничество может быть оправдано в некоторых ситуациях:

    • явная конструктивность решения, которое предлагает одна сторона,
    • выгодность результатов для всей организации или группы, а не микрогруппы или конкретного лица,
    • критическая значимость итогов борьбы для тех, кто поддерживает предлагаемую стратегию,
    • отсутствие времени на то, чтобы договорить с оппонентами: в частности, в экстремальных ситуациях,
  2. Компромисс. Этот метод заключается в том, что оппоненты стремятся завершить конфликт путем осуществления частичных уступок. При этом происходит отказ от части ранее выдвинутых требований, проявляется готовность к признанию претензий другой стороны обоснованными. Эффективность компромисса проявляется в ситуациях, когда:

    • оппоненты понимают, что имеют приблизительно равные возможности,
    • у участников конфликта взаимоисключающие интересы,
    • временное решение может удовлетворить всех участников,
    • есть риск потери всего при выборе одного из решений, предлагаемых сторонами,
  3. Уступка или приспособление. Эта стратегия состоит в том, что одна из сторон вынужденно или добровольно отказывается от борьбы и сдает свои позиции. Участник конфликта может выбрать такую стратегию по разным причинам, в частности:

    • если он осознал свою неправоту,
    • если ценность сохранения хороших отношений между участниками конфликта слишком высока,
    • если имеется сильная зависимость одного участника конфликта от другого,
    • участник конфликта считает обсуждаемую проблему несерьезной.
  4. Избегание или уход от решения проблемы. Эта стратегия – попытка минимизировать потери при выходе из конфликта. Часто применяется после того, как не удалось достичь интересов путем использования активных стратегий. По сути, конфликт не решается, а угасает. Уход может выступать как конструктивная реакция в длительных конфликтах. Если у участников конфликта нет сил и времени для того, чтобы устранить противоречия, или имеется желание выиграть время, или вообще нет желания решать проблему, выбор стратегии избегания конфликта целесообразен.

  5. Сотрудничество - это наиболее эффективная стратегия поведения при конфликте. В таком случае оппоненты конструктивно обсуждают проблемы, при этом другая сторона рассматривается не как противник, а как союзник в процессе поиска решения.

На выбор стратегии поведения в конфликте влияет множество факторов. Чаще всего они определяются личными особенностями участников конфликта, уровнем наносимого ему ущерба, наличием ресурсов, статусами оппонентов, возможными последствиями, серьезностью решения проблемы, продолжительностью конфликта.

По статистике, в конфликтах между руководителями и подчиненными в трети случаев используется компромисс (на основе уступок к сближению или торга), а в двух третьих – уступка (чаще со стороны подчиненного). Лишь в 1-2% случаев используется сотрудничество. При этом эффективность разрешения конфликтов зависит не только от выбранной стратегии, но и от условий протекания конфликта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 30.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot