Принципы разрешения конфликтов
Конфликты и стратегия их преодоления – это возникающие на основе противоречия интересов противостояния и способы их разрешения.
Менеджер любого уровня должен уметь эффективно предупреждать и разрешать трудовые и производственные конфликты. Этот навык относится к базовым профессиональным компетенциям управленца. Современные компании нередко в составе корпоративных ценностей даже обозначают умение строить конструктивные функциональные конфликты, способствующие развитию фирмы.
Менеджер будет эффективнее справляться со сложными проблемами управления, если:
- знает признаки назревания конфликтных ситуаций,
- знаком с закономерностями развития конфликта,
- выявляет цели и мотивы сторон конфликта,
- осознает истинные интересы всех участников конфликта, включая себя,
- владеет методами анализа конфликтных ситуаций и организации поиска решения совместными силами.
Итак, конфликтами в организации нужно управлять. Главное – не то, какие формы действий осуществляются, а то, какие функциональные или дисфункциональные последствия они имеют. При грамотном осуществлении управленческого воздействия конфликт может выступать точкой развития и роста организации, давать толчок формированию новых связей и отношений. Однако такая функция может быть реализована только при выполнении двух условий:
- формирование положительного отношения к конфликтам как таковым, выработка навыка видения конструктивного начала в конфликте,
- формирование способности к анализу конфликтных ситуаций, управлению ими, накопление широкого репертуара технологий разрешения конфликта, строгое соблюдение принципов разрешения конфликтов.
Принципы, которых нужно придерживаться при разрешении конфликта:
- конфликты должны институциализироваться. Иными словами, нужно устанавливать нормы и процедуры разрешения и урегулирования конфликтов. Все стороны должны принимать некие правила разрешения конфликта, а третьи лица – осуществлять контроль,
- процедура разрешения конфликта должна легитимироваться. Всем сторонам нужно признавать правомерность и справедливость применяемого порядка действий при разрешении спора,
- конфликтующие группы должны быть структурированы,
- людей необходимо отделять от проблемы: по отношению к проблемам должна демонстрироваться твердость, а по отношению к людям – мягкость,
- нужно предлагать взаимовыгодные варианты,
- внимание должно концентрироваться на интересах, а не позициях,
- следует использовать объективные критерии для каждой части конфликта,
- перспективный вариант – редукция конфликта, т.е. ослабление конфликта в результате серии последовательных шагов, направленных на перевод противоборства или противостояния на более мягкий уровень.
Базовые стратегии решения конфликтов
Для решения конфликта может применяться одна из пяти основных стратегий:
Соперничество. Смысл этой стратегии заключается в том, что одна сторона навязывает другой выгодный для себя вариант решения. Соперничество может быть оправдано в некоторых ситуациях:
- явная конструктивность решения, которое предлагает одна сторона,
- выгодность результатов для всей организации или группы, а не микрогруппы или конкретного лица,
- критическая значимость итогов борьбы для тех, кто поддерживает предлагаемую стратегию,
- отсутствие времени на то, чтобы договорить с оппонентами: в частности, в экстремальных ситуациях,
Компромисс. Этот метод заключается в том, что оппоненты стремятся завершить конфликт путем осуществления частичных уступок. При этом происходит отказ от части ранее выдвинутых требований, проявляется готовность к признанию претензий другой стороны обоснованными. Эффективность компромисса проявляется в ситуациях, когда:
- оппоненты понимают, что имеют приблизительно равные возможности,
- у участников конфликта взаимоисключающие интересы,
- временное решение может удовлетворить всех участников,
- есть риск потери всего при выборе одного из решений, предлагаемых сторонами,
Уступка или приспособление. Эта стратегия состоит в том, что одна из сторон вынужденно или добровольно отказывается от борьбы и сдает свои позиции. Участник конфликта может выбрать такую стратегию по разным причинам, в частности:
- если он осознал свою неправоту,
- если ценность сохранения хороших отношений между участниками конфликта слишком высока,
- если имеется сильная зависимость одного участника конфликта от другого,
- участник конфликта считает обсуждаемую проблему несерьезной.
Избегание или уход от решения проблемы. Эта стратегия – попытка минимизировать потери при выходе из конфликта. Часто применяется после того, как не удалось достичь интересов путем использования активных стратегий. По сути, конфликт не решается, а угасает. Уход может выступать как конструктивная реакция в длительных конфликтах. Если у участников конфликта нет сил и времени для того, чтобы устранить противоречия, или имеется желание выиграть время, или вообще нет желания решать проблему, выбор стратегии избегания конфликта целесообразен.
Сотрудничество - это наиболее эффективная стратегия поведения при конфликте. В таком случае оппоненты конструктивно обсуждают проблемы, при этом другая сторона рассматривается не как противник, а как союзник в процессе поиска решения.
На выбор стратегии поведения в конфликте влияет множество факторов. Чаще всего они определяются личными особенностями участников конфликта, уровнем наносимого ему ущерба, наличием ресурсов, статусами оппонентов, возможными последствиями, серьезностью решения проблемы, продолжительностью конфликта.
По статистике, в конфликтах между руководителями и подчиненными в трети случаев используется компромисс (на основе уступок к сближению или торга), а в двух третьих – уступка (чаще со стороны подчиненного). Лишь в 1-2% случаев используется сотрудничество. При этом эффективность разрешения конфликтов зависит не только от выбранной стратегии, но и от условий протекания конфликта.