Концепция П. Друкера
Концепция «управления по целям» П. Друкера - это основная составляющая проектной деятельности, сориентированной на выполнение определенных стратегических целей компании, которая создается и реализуется путем согласования со всеми руководителями каждого звена управления и отдельными сотрудниками.
Питер Друкер прославился тем, что первым создал концепцию управления по целям как способ повышения эффективности работы компании. Друкер предположил, что каждый менеджер в компании, от низшего до самого высокого уровня, обязан иметь ясные цели, которые согласованы с целями вышестоящих руководителей. Дукер считал, что такая постановка процесса обеспечит чёткое понимание каждому менеджеру о том, что ждет от него компания, о целях компании и цели его руководителя.
Друкер также определил 3 основные функции менеджера:
- управление бизнесом;
- управление менеджерами;
- управление сотрудниками.
Он считал, что успехи ведущих компаний США обеспечены применением одних и тех же способов эффективного руководства бизнесом. К таковым Друкер относил оптимизацию численности управленцев, децентрализацию принятия оперативных решений, «обогащение» труда, понимание своей принадлежности к определенному бизнесу. Самым крупным вкладом Друкера в теорию менеджмента стал анализ подобных способов, с помощью которого он и разработал концепцию «управления по целям».
Цель:
- это предметный мотив, провоцирующий на действия.
- это понятие, характеризующее «то, ради чего».
- это желаемое будущее состояние объекта.
Цель, являясь атрибутом осознанного поведения, свойственна любой деятельности человека. Поэтому она всегда социальна.
Основная идея этой концепции - в большом количестве целей. Задача вдумчивого менеджера заключается в уравновешивании разных целей компании.
Управление по целям
П. Ф. Друкер считает управление по целям необходимым элементом работы управленцев в организации деловых процессов и полагает, что их главными функциями являются создание и синхронизация целей с общими. Друкер полагает, что управленцы обязаны учитывать и отражать в создаваемой на разных уровнях компании системе целей. С его точки зрения появление системы целей с разнообразием задач, решаемых менеджерами в своих секторах, а также с разнообразием требований различных социальных групп внутри и снаружи компании.
Два тезиса Друкера:
- Управленец не способен эффективно управлять компанией, опираясь только на экономическую цель.
- Работа по улучшению системы целей и с системой целей нужна всем деловым компаниям, так как их выживание и развитие зависят от удовлетворения потребностей социальных групп.
Структурированность целей для каждой области деятельности менеджмента помогает:
- во-первых, сократить объяснение области хозяйственных событий в несколько корректных формулировок;
- во-вторых, провести тест этих формулировок в реальности;
- в-третьих, прогнозировать поведение компании;
- в-четвертых, проверить корректность решений до их реализации на этапе принятия;
- в-пятых, основываясь на анализе прошлого опыта улучшить результативность будущей деятельности.
Применение управления по целям как способа улучшения эффективности компании помогает соединить контроль и планирование, усилить вовлеченность менеджеров всех уровней в процесс создания целей и тонизирует процессы обратной связи. Другим несомненным плюсом этой концепции становится объединение задач, стоящих перед отдельным управленцем, с общими целями организации. Управление по целям считает, что руководство компанией является функцией группы управленцев, а не конкретной задачей одного человека. Поскольку составная часть управления по целям есть обширное участие в нем нижестоящих сотрудников, высший менеджмент обязан обеспечивать сотрудничество с ними и их участие в принятии решений.
П. Друкер предлагает список целей компании, связанных с:
- определением вида рынков, на котором он должен работать;
- установкой типа продукции, производимой для данного рынка;
- осознанием количества планируемой прибыли;
- установкой вида и источников обязательных ресурсов;
- отношением к нововведениям и допустимого риска;
- удовлетворением потребностей работников;
- обеспечением всеобщего признания ее деятельности в обществе;
Преимущества и недостатки концепции П. Друкера
К преимуществам концепции П. Друкера можно отнести:
- вовлечение всего менеджмента в процесс становления целей;
- становление обратной связи;
- сочетаемость задач каждого менеджера с общими целями компании;
- повышение эффективности работы путем четкого представления каждого управленца о целях компании в целом;
- повышение мотивации к работе как результат личного участия всех сотрудников в становлении целей;
- усовершенствование системы контроля и оценки деятельности каждого сотрудника согласно их результатам.
- снижение негативного действия контроля на работу персонала;
- достижения стратегических целей фирмы.
Управление по целям считает, что руководство компанией является функцией группы директоров, а не исключительной задачей одного конкретного человека. Так как составной частью менеджмента по целям является обширное участие в нем нижестоящих сотрудников, высшие менеджеры обязаны обеспечивать сотрудничество с персоналом и их активное участие в разработке решений.
Есть и недостатки данной концепции:
- статичность иерархии целей, а именно в конкретный период времени характеристики, состав целей и субординация могут меняться;
- иерархически цели подчиняются друг другу, это значит цели наивысшего уровня оказываются шире по масштабам и важнее, чем текущие цели низшего звена;
- необходимость большого промежутка времени для введения целей или изменений;
- малая эффективность применения на некорректно организованном и слабо управляемом производстве, где цели ставятся руководителям низших звеньев без согласования с ними;
- отсутствие результатов при отсутствии личной заинтересованности работников;
- низкая эффективность без достаточного управления информацией;
- острая необходимость в грамотно организованной системе аудита.