Понятие и виды коммуникационных каналов
Коммуникационные каналы и сети в структуре управления – это механизмы, обеспечивающие взаимодействие между элементами управленческой структуры (такими как подразделения, должности, отдельные сотрудники).
Взаимодействие между элементами управленческой структуры образует ядро управленческого процесса. Такое взаимодействие осуществляется с использованием коммуникационных каналов, которые могут реализоваться в следующих вариантах:
- личные контакты,
- обмен документами,
- использование электронных средств связи и т.д.
Взаимодействие может быть классифицировано по характеру передаваемой информации:
- Информационное взаимодействие, когда субъекты управленческой деятельности передают друг другу сведения, нужные для принятия решений. Эти сведения могут иметь разный статус – быть официальными, имеющими юридическое закрепление, и неофициальными, не имеющими никакого правового статуса, но полезными для ориентации в сложившейся ситуации,
- Административное взаимодействие. Оно предусматривает движение информации в прямом и обратном направлении. Прямое направление служит для передачи управленческих полномочий и ответственности, воплощенных в распоряжениях, инструкциях, рекомендациях. Обратное направление используется для передачи отчетов, сведений, мнений и т.д. Административное взаимодействие бывает координационного и интеграционного характера,
- Техническое взаимодействие, в процессе которого практическая деятельность осуществляется между субъектами управленческой структуры в форматах проведения совещания, обмена опытом, документацией и т.д.
Возможно выделение других типов взаимодействия:
- прямое и косвенное,
- непосредственное и опосредованное (через промежуточные звенья),
- централизованное, децентрализованное и полицентричное.
Каналы, по которым происходит взаимодействие, тоже могут быть классифицированы по разным основаниям:
- по техническим характеристиками (пропускная способность, скорость движения, потери, защищенность от угроз),
- по направленности коммуникаций. В случае связи элементов управленческой структуры, относящихся к разным уровням, каналы являются вертикальными (восходящими или нисходящими), к одному уровню – горизонтальными, а одновременно и тех и других – диагональными. Для полуофициальных и неофициальных контактов в ходе взаимодействия обычно используют горизонтальные или диагональные каналы.
Эффективность работы менеджера в значительной степени определяется его навыками делового общения и эффективностью коммуникаций. Менеджер обязательно должен обладать следующими навыками:
- ведение личной беседы,
- телефонные переговоры,
- чтение и составление деловых записок и писем,
- восприятие и подготовка отчетов,
- проведение совещаний.
В организациях коммуникации представляют собой сложную, многоуровневую систему, которая охватывает как саму организацию с ее элементами (внутренние коммуникации), так и внешнее окружение компании (внешние коммуникации).
Под внешними коммуникациями понимают обмен информацией между рассматриваемой организацией и ее внешней средой.
Ни одна организация не может функционировать в полной изоляции. В зависимости от того, какие факторы внешней среды (конкуренты, потребители, общественное мнение, органы государственного регулирования) в наибольшей степени влияют на организацию, определяются способы и характер осуществляемых ею внешних коммуникаций.
Внутренними коммуникациями называются информационные обмены, которые производятся между элементами самой организации.
Внутренние коммуникации можно разделить на следующие виды:
- вертикальные (между уровнями управления) и горизонтальные (между подразделениями),
- каналы прямой информации и обратной связи (в зависимости от направления движения информации),
- визуальные, вербальные, перформанские (ритуальные), мифологические, художественные (по видовому роду коммуникации),
- входящие (исследования общественного мнения, мониторинг СМИ, «горячие линии») и исходящие (рассылки, публикации в прессе, выставки), *контролируемые и неконтролируемые.
Коммуникационные сети
Если в коммуникации задействовано более двух субъектов (отправитель-получатель), то каналы соединяются в коммуникационные сети. В коммуникационных сетях сочетаются формальные и неформальные коммуникационные каналы, которые дублируют и дополняют друг друга. Это обеспечивает связывание воедино разнообразных элементов управленческой структуры.
Коммуникационные сети делятся на три большие категории:
- открытые. В них движение информации может остановиться по достижении конца канала или столкновении с «посредником» или «контролером» (специфическим промежуточным звеном), препятствующим дальнейшему прохождению информации,
- замкнутые. В них контролеры и тупики либо полностью отсутствуют, либо могут быть обойдены по альтернативным путям,
- комбинированные. В них сочетаются оба принципа построения сети. Такой вариант встречается в достаточно крупных компаниях.
Самым простым случаем сети открытого типа является сеть «Змея». Она состоит из двух тупиков – элементов структуры управления, которые должны соединяться – и находящегося между ними посредника-контролера. Сети типа «звезда» характеризуются наличием центрального звена, из которого осуществляются вертикальные коммуникации. Отличие шпоры от звезды состоит в наличии у такого звена «помощника». Более крупные иерархические структуры строятся по моделям «тент», «палатка», «дом».
В основе замкнутых коммуникационных систем лежит фигура «круг». Он облегчает обмен идеями и информацией. Если круг не обеспечивает необходимый уровень координации, к нему добавляется центральное звено – и формируется сеть «колесо». Важно, чтобы в центре находился не отдающий распоряжения администратор, а общепризнанный лидер.