Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникационные стили

Сущность коммуникативного стиля

Коммуникационный стиль представляет собой способ, с помощью которого индивиды предпочитают строить с другими коммуникационное взаимодействие. Понимание стилей помогает определить то, как вести себя и чего можно ждать от поведения, связанного с конкретным стилем.

В основе измерения межличностной коммуникации – 2 переменные:

  1. открытость в коммуникации (или желание высказываться);
  2. адекватность обратной связи (или желание получать ответы).

Первое измерение – это степень раскрытия себя в коммуникации для других с целью получения от них ответной реакции, в особенности их реакции, показывающей то, как воспринимают они нас и действия наши. Второе измерение характеризует степень, с которой делятся люди с другими своими мыслями о них и чувствами. Построив на данной базе матрицу, где по вертикали откладывается первое измерение, по горизонтали – второе, можно классифицировать несколько стилей межличностной коммуникации (рис.1).

Коммуникационные стили

Рис 1. Коммуникационные стили

В первом квадранте коммуникационный стиль описывается замыканием в себе: одновременно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи. Индивид в данном случае как бы себя изолирует, не давая познать его другим. Данный стиль используют часто «интроверты» – люди с тенденцией больше обращать вовнутрь себя свой разум. Закрытое общение – нежелание или неумение выразить свою точку зрения и отношение свое, существующую информацию. В закрытой позиции коммуникатор о своей точке зрения умалчивает, иногда специально даже ее скрывает.

Использование закрытой коммуникации оправданно в некоторых случаях:

  1. если имеется существенная разница в степени предметной компетентности и нет смысла тратить силы и время на поднятие компетентности «низкой стороны»;
  2. конфликтной ситуации, когда нецелесообразно открытие своих планов и чувств противнику.

Во втором квадранте коммуникационный стиль индивидов может быть охарактеризован как открытие себя. Такой стиль характеризуется высокой степенью открытости другим себя, но низкой обратной связью со стороны индивида, использующего данный стиль. Открытие себя в таком случае измеряется диапазоном от среднего до максимального. Отметим, что данный стиль страдает от того, что нередко реакция других остается без обратной связи или адекватного ответа со стороны в его вызывающего индивида.

В третьем квадранте коммуникационный стиль обусловлен защитой себя и, как из матрицы видно, характеризуется низкой степенью открытости при высоком уровне обратной связи. Он используется с целью того, чтобы узнать лучше других или оценить их более правильно. Обычно индивиды, использующие этот стиль, для других мало открыты, но любят других обсуждать. Они любят о себе слушать, но обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими не любят.

В четвертом квадранте коммуникационный стиль индивида характеризуется как открытое общение или как реализация себя и характеризуется максимальной открытостью, но и наибольшей обратной связью. Открытое общение– это умение и желание полно выразить свою точку зрения и готовность учитывать позиции других. При открытой позиции коммуникатор объявляет, открыто себя сторонником определенного точки зрения, оценивает разные факты в подтверждение данной точки зрения. Такие коммуникации являются эффективными, если имеется сопоставимость, но не тождественность предметной позиции (обмен мнениями).

В середине матрицы находятся индивиды, «продающие» себя, когда то же самое делают другие. Этот стиль называют «торговля за себя» и характеризуется умеренной обратной связью и открытостью, обмениваемыми при межличностной коммуникации.

Однако неверно думать, что какой–либо один из описанных коммуникационных стилей является наиболее эффективным. Но практика эффективной коммуникации свидетельствует о том, что стилем, при котором индивид себя реализует, является более желательным и используется в наибольшем количестве ситуаций. Владение этим стилем - настоящее достоинство. В отношении применения других стилей важно понять проблему эффективной обратной связи, умение слушать других и раскрывать себя, поскольку поведение человека в разных ситуациях определяется целью и задачами, которые при коммуникативном воздействии решаются.

Коммуникация будет эффективной в случае, когда получатель сообщения раскроет правильно существо дела, определит к нему отношение, уяснит суть его и призыв к действию.

Модель управленческих коммуникаций

На базе конкретных исследований сформулирована модель управленческих коммуникаций, которая определяет формы осуществления коммуникаций менеджером. В данную модель входят:

  1. Гуманист-коммуникатор
  2. Неформальный созидатель
  3. Формальный контролер
  4. Механический изоляционист

Гуманист-коммуникатор осуществляет в рамках организационной иерархии активный процесс коммуникации как сверху вниз, так и снизу вверх, и больше склонен к деятельности, имеющей ориентацию на людей.

Механический изоляционист общается мало и крайне редко, а при общении - достаточно формален.

Неформальный созидатель реализует по всем направлениям спонтанные коммуникации и склонен к деятельности, направленной на развитие его подчиненных.

Формальный контролер осуществляет запланированные заранее формальные коммуникативные взаимодействия и склонен к деятельности по мониторингу и контролю.

Коммуникативные роли в межличностных коммуникациях

Ряд специалистов выделяют следующие коммуникативные роли в межличностных коммуникациях:

  • сторож,
  • связной,
  • лидер мнений,
  • космополит,
  • изолят.

Индивидов, контролирующие в организациях потоки сообщений, называют сторожами. Они фильтруют поток информации, очищая его от неважных сообщений. Связные находятся на пересечениях информационных потоков, циркулирующих между группами, которые в системе как бы соединяют на межличностной основе две и более групп. Они занимают в организациях стратегические позиции и могут как ускорять обмен информацией, так и его тормозить, становясь узким местом в коммуникационной сети. Индивидов, к чьим суждениям и оценкам в коллективе прислушиваются, чье мнение в организации авторитетно, относят к «лидерам мнений». Они не всегда руководители, но могут повлиять на поступки и поведение сотрудников. Они осуществляют частое общение с компетентными источниками информации и доступны всегда для контактов с прочими членами коллектива. Космополиты часто и активно контактируют с внешней средой, часто являются поставщиками свежих идей и являются ушами и глазами организации. Изоляты не вступают практически в контакты с прочими сотрудниками; не включенные в коммуникативную сеть организации, они характеризуются сниженной продуктивностью, что является следствием изоляции их.

Итак, адекватное выполнение описанных выше коммуникационных ролей существенно повышает жизнеспособность организаций. Дальновидное руководство поддерживает коммуникативную активность их, обеспечивающую полноценное функционирование неформальной структуры организации.

Дата написания статьи: 25.01.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot