Информация является любым сигналом, сообщением о любом реальном или возможном событии, отражающим состояние системы.
Принимаемое управленческой решение представляет собой результат преобразования информации.
В менеджменте к информации прдъявляется ряд основных требований:
- неискажённость;
- актуальность;
- необходимость и достаточность;
- достаточность;
- лаконичность формы и максимальная насыщенность.
Сущность информационной системы в управлении
Информационная система – это инструмент, который необходим для управления современной фирмой.
Информационная система управления представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов, программных, технических, иных технологических средств и специалистов, которая предназначена для обработки информации и принятия решений в области управления.
Информационная система реализует превращение вероятностной системы в систему с четкими причинно-следственными связями, а также обеспечивает минимум исходной информации при максимуме преобразованной. Информационная система должна решать задачи планирования стратегии и тактики, задачи учета и оперативного управления. Сущность процессов, происходящих в информационной система описана на рисунке 1.
Информационная система точки зрения решения управленческих задач позволяет:
- повысить уровень обоснованности принимаемых решений за счет оперативности сбора, передачи и обработки информации;
- обеспечить своевременное принятие решений по управлению фирмой в условиях рынка;
- добиться роста эффективности управления за счет своевременности при представлении необходимой информации руководителям различных уровней управления;
- согласовывать решения, которые принимаются на разных уровнях управления и в различных структурных подразделениях;
- обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь за счет информированности руководителей о текущем состоянии экономического объекта.
Рис. 1. Базовые понятия информационного обеспечения
Информационная система включает в себя ряд блоков:
- блок отражения информации;
- блок накопления информации;
- семантический блок;
- прагматический блок.
Информационные системы принято классифицировать по:
- предметной области функционирования системы;
- видам процессов, подлежащих управлению (организационного управления, автоматизация технологических процессов, корпоративные, научные);
- степени автоматизации информационных процессов (человеко-машинные, ручные, автоматические).
Информационная технология
Основная составляющая часть автоматизированных информационных системы – это информационная технология.
Информационная технология – это процесс, который использует совокупность средств и методов реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на основе программно-аппаратного обеспечения при решении управленческих задач экономического объекта.
Как процесс информационные технологии состоят из определенного свода правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационной системе. После данной обработки первичной информации выходит информация нового качества, на основе которой происходит выработка оптимальных управленческих решений.
Правила и порядок обработки данных в рамках информационной технологии определяется многими факторами, которые классифицируются по схеме, приведенной на рис. 2.
Рис. 2. Классификация информационных технологий
Помимо факторов, информационные технологии классифицирующих, на стратегию создания и развития информационной системы управления оказывают влияние особенности каждого конкретного предприятия:
- область функционирования предприятия;
- принятая модель управления;
- тип предприятия;
- существующие и новые задачи в управлении;
- производственно-хозяйственная и прочая деятельность;
- информационная инфраструктура.
Методы оценки информационной системы
В процессе реконструкции системы управления на основе информационной технологии используются разные методы оценки и аналитические модели. Методы оценки информационных систем можно классифицировать на две ключевые группы:
- Формализованные, которые основаны на анализе измеряемых параметров. Могут применяться управленцами нижнего и среднего звена для решения задач управления на оперативном уровне и частично для задач тактического уровня.
- Неформализованные, которые основаны на интуиции, опыте, экспертных оценках. Используются в основном топ-менеджментом для решения стратегических и частично тактических задач.
Среди наиболее распространенных аналитических моделей:
- численные методы решения уравнений или их систем уравнений (больше применимо к формализованным методам оценки, но не во всех случаях);
- теория игр (используется при решении конфликтных ситуаций и предполагает формализацию схемы игры и формализацию процесса подсчета результатов);
- теория полезности (базируется на предпочтениях экспертов, расчетах функции плотности вероятности всех рассматриваемых вариантов решения и определении уровня полезности каждого варианта);
- теория статистических решений (исследующая различные распределения изучаемых случайных процессов).