Менеджмент с точки зрения количественных методов
Количественные методы в менеджменте - это сложный симбиоз интегрирующих и систематизирующих принципов – создание и внедрение теории компьютеризации, систем и экономико-математических методов с развитием гуманистических направлений в менеджменте.
Свое активное развитие школа количественных методов ведет с 1950-х годов единовременно с системным подходом. Она продолжает направление Ф. Тэйлора, но способы, созданные авторами школы, позволяют использовать в управлении самые свежие наработки в области информатики, математики, статистике, инженерных науках и связанных с ними профилей знаний и т.п., а также компьютерной техники. Все это вносит огромный вклад в структурирование теории менеджмента.
Суть количественных способов выражается в том, что для решения проблем, возникающих у управленцев, создается модель процесса менеджмента. Она является упрощенным отображением действительной ситуации. И одной из форм этой модели является математическая модель - описание процессов и систем связанными математическими функциями. В случае изменения значений переменных, можно точно рассчитать огромное количество вариантов развития событий и выбрать из них оптимальный. С увеличением точности расчетов растет и степень нахождения искомого результата в действительной ситуации. Поэтому появление компьютеров дало основной толчок к использованию количественных методов в менеджменте. Компьютер позволяет управленцам создавать математические модели высокой сложности, которые точнее всего отображают действительность и, соответственно, наиболее точны.
Можно с некоторой долей условности выделить ряд направлений и подходов в становлении научной школы менеджмента.
Системный подход
Системный подход — это метод, при котором каждая система воспринимается как совокупность связанных друг с другом элементов, у которой есть цель, ресурсы, связь с внешней средой и обратная связь.
Это наиболее сложный подход
Его смысл состоит в исполнении требований теории систем в целом, согласно которой любой объект во время его исследования обязан восприниматься как большая и сложная система и единовременно как часть общей системы.
Полное определение системного метода подразумевает также необходимость изучения и практического применения следующих его аспектов:
- состоящего в нахождении компонентов, из которых состоит рассматриваемая система. В каждой социальной системе можно найти вещные элементы (средства производства и предметы потребления), процессы (политические, экономические, духовные, социальные, и т.д.) и идеи;
- заключающегося в уточнении внутренних взаимосвязей элементов данной системы и позволяющего понять внутреннюю организацию рассматриваемого объекта;
- предполагающего нахождение функций, которые должны выполнять созданные и существующие объекты;
- означающего нужность научного формулирования целей исследования, их взаимосвязей;
- заключающегося в доскональном нахождении ресурсов, нужных для решения какой-либо задачи;
- состоящего в формировании общности качественных свойств системы, которые обеспечивают ее целостность и индивидуальность;
- означающего важность нахождения внешних связей этого объекта с другими объектами, с окружающей средой;
- позволяющего узнать условия по срокам появления исследуемого объекта, преодоленные им этапы, актуальное состояние, а также перспективы роста.
Ситуационный подход
Ситуационный подход говорит, что разные способы менеджмента могут использоваться в зависимости от определенной ситуации, так как компания — это открытая система, которая всегда взаимодействует с окружающим миром, а это значит основные причины происходящего внутри компании нужно искать в ситуации, в которой эта компания вынуждена функционировать.
Основной момент подхода - ситуация - определенный пакет условий, оказывающих влияние на работу компании в настоящий момент времени. Ситуационный подход связан с системным подходом и связывает определенные управленческие схемы и концепции с определенными ситуациями.
Этот метод рассчитан на непосредственное использование новых научных методик в определенных условиях и ситуациях.
Тут важно «ситуационное мышление» — осознание выбора эффективных приемов для достижения поставленных целей в конкретных ситуациях. Основная сложность состоит в том, что процессы в различных ситуациях взаимосвязаны и многочисленны и их невозможно анализировать раздельно, поэтому менеджеру проблематично подобрать корректный способ.
Ситуационный подход должен объединить определенные приемы и методики менеджмента с конкретными ситуациями, проанализировать различия между компаниями и внутри самих предприятий.
Теория ситуационного метода основывается на четырех положениях:
- руководитель должен в совершенстве владеть эффективными средствами профессионального менеджмента. Для этого ему необходимо знать процесс менеджмента, особенности персонального и группового поведения, иметь навыки системного анализа, знать способы контроля и планирования, количественные методы принятия решений;
- руководитель должен прогнозировать возможные последствия от использования в определенной ситуации каждого из управленческих способов, которые непрекословно имеют как слабые, так и сильные стороны, а также некоторые сравнительные характеристики. Например, повысить заработную плату всем сотрудникам за дополнительную деятельность, что, конечно же, на некое время усилит их мотивацию, но надо сравнивать увеличение расходов с приобретаемыми выгодами; есть вероятность, что данная мера будет неэффективной для компании;
- руководитель обязан корректно воспринимать ситуацию, определять важные в данной ситуации факторы, прогнозировать эффект от коррекции каких-либо переменных условий ситуации;
- руководитель должен смочь увязать определенные методы, дающие наименее негативный результат, с определенными событиями для достижения максимальной эффективности в достижении целей комании.