Общая характеристика классической школы менеджмента
Классическая школа представляет собой одно из научных направлений в менеджменте, основанное на формировании и организации управленческих процессов на предприятии. Также ее принято называть традиционной или административной.
Свое развитие данное научное направление получило в 20-50-х гг. ХХ века. Его фундаментальной чертой выступает признание существования одного единственного способа достижения эффективного производства. Соответственно целью классических менеджеров выступало обнаружение того самого, совершенного и единственно приемлемого, метода управления.
Классическая школа считается одним из основных векторов развития классического направления в менеджменте. Само по себе классическое направление в менеджменте включает три базовых области:
- научный менеджмент;
- административный менеджмент;
- концепцию бюрократических организаций.
В первом случае основное внимание уделяется научному обоснованию и рационализации организации производства, а также преподнесению самого менеджмента в качестве промышленного. Во втором случает акцент делается непосредственно на организации в целом и отдельных функциях управления ею. Третья концепция предполагает необходимость четкого определения должностных обязанностей работников и их ответственности, отделения собственности от управления и ведению формальной отчетности; определяющая роль при этом отводится рациональной, безличной основе.
Таким образом, в основе классической школы менеджмента лежат рационализация управления производством с одной стороны, и исследования проблем управления – с другой. Основополагающей задачей представителей данной школы выступало достижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а их цель, в конечном счете, сводилась к созданию универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.
Сторонники классической школы менеджмента стремились управлять организацией посредством воздействия на систему социально-психологических факторов. При этом на первое место выдвигались организационные аспекты труда.
Свое отражение сущность и содержание идей классической школы менеджмента нашли в трудах наиболее известных ее представителей. Рассмотрим их идеи более подробно.
Основные представители классической школы менеджмента и их вклад в ее развитие
Главным достижением данной школы считается разработка общих принципов управления организацией. Пальма первенства в данном вопросе принадлежит А. Файолю. Рассмотрим его принципы управления более подробно.
Согласно А. Файолю у любой организации существует порядка шести основных сфер (техническая, коммерческая, финансовая, бухгалтерская, административная и защитная). Каждая из них нуждается в управлении. Управление, в свою очередь, подразумевает необходимость выполнения ряда функций (рисунок 1).
Рисунок 1. Функции управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация управленческих функций, в общем виде представленных на рисунке 1, согласно рассуждениям А. Файоля, должна осуществляться в соответствии с рядом принципов. К числу таких принципов относятся:
- разделение труда;
- власть;
- дисциплина;
- единство руководства;
- единство распорядительства;
- подчинённость частных интересов интересам общим;
- постоянство состава персонала;
- вознаграждение персонала;
- централизация;
- справедливость;
- иерархия;
- порядок;
- инициатива;
- единение персонала.
Впоследствии данные принципы получили свое общественное и научное признание, а их разработка и совершенствование получили свое развитие в трудах других представителей классической школы менеджмента. Так, например, в 1946 году ученик А. Файоля Л. Урвик выдвинул принцип общей цели у всех субъектов деятельности, лежащей в основе их кооперации. Г. Эмерсон разработал комплекс управленческих принципов, основанных на разделении труда, авторитете и ответственности власти, дисциплине, единстве руководства и пр.
Несколько позже практик Г. Форд создал уникальную производственную систему, основанную на движущемся конвейере. М. Вебер исследовал проблемы лидерства и бюрократической структуры власти.
Среди российских ученых, придерживавшихся данного направления, можно выделить А. К. Гастева и П. М, Креженцева. Первый заложил основу комплексного подхода к теории управления, особое внимание уделяя культуре и рациональной организации труда, а второй – в большей степени исследовал управление людьми, понимая научную организацию труда в качестве изучении организационных приемов и определения наиболее рациональных методов организационной работы.
Направления и итоги развития классической школы менеджмента
Основными векторами развития классической (традиционной) школы менеджмента принято считать функциональное и институциональное направления. Первое представлено трудами А, Файоля, а второе - работами Г. Форда и М. Вебера.
Основным достижением классической школы менеджмента и ее представителей считается формулировка процессного подхода к управлению организацией, согласно которому управление представляет собой не самостоятельные, изолированные действия, а является непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными, последовательно реализуемыми управленческими функциями. Соответственно, главной задачей менеджмента выступает обеспечение непрерывности их реализации.
Благодаря развитию идей классической школы менеджмента была произведена смена управленческой парадигмы. В частности, речь идет о переходе управленческой парадигмы от упора на самостоятельность отдельных элементов организации к их взаимной обусловленности.
В то же время идеи классической школы менеджмента не лишены определенных недостатков. Чаще всего к их числу принято относить чрезмерный упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения людей. Кроме того, идеи классической школы управления способствую увеличению формальных моментов, а сами управленцы относятся к людям как к машинам.