Сущность понятия «стратегия предприятия»
Кадровая стратегия организации – это согласованное менеджментом компании основное направление действий, учитывающее ее стратегические задачи и ресурсные возможности, необходимые для достижения долгосрочных целей по созданию сплоченного, профессионального и ответственного коллектива.
Сейчас в России все чаще встречается термин стратегия развития, стратегическое управление, стратегическое планирование относительно страны в общем или отдельным направлениям экономики, предприятия и даже личности. Это объясняется выросшей необходимостью исключить неопределенность внешней среды, спрогнозировать ситуацию.
Под стратегией понимают предвидение грядущего и метод его приближения, в прикладном значении – какое-то целеполагание на довольно продолжительный период времени. Фактически, стратегическое управление - это «управление будущим».
Стратегическое планирование – это процесс управления развитием, выработки стратегии развития. Что и различает стратегическое планирование от планирования как одной из функций менеджмента. Стратегический план создается с целью управлять развитием, а оперативный - для управления функционированием. При классическом менеджменте планирование строится «от наличных ресурсов» - человеческих, временных, финансовых, материально-технических, и др., а при стратегическом планировании изначально определяется нужный результат - «видение», а затем разрабатываются методы его достижения.
Стратегия развития – это методы реализации целенаправленных изменений в какой-либо области деятельности в заданные периоды.
Кадровая стратегия
Используя вышеописанный метод, можно сформулировать понятие «кадровая стратегия» как объединение основных функций, принципов и способов деятельности по управлению персоналом, которые применяются в течение заданного периода времени для решения определенной задачи. Другими словами, это процесс управления становлением компании особыми методами кадровой работы.
В становлении стратегического управления кадрами следует выделить следующие фазы:
- стратегическое планирование в узком смысле: прогнозирование осложнений во внешней среде компании и создание стратегий безопасных кадровых действий;
- неупорядоченная реакция в кадровой системе на постоянные изменения во внешней среде компании;
- управление стратегическими возможностями: освоение внутреннего резерва компании для адаптации к динамично изменяющейся среде;
- управление стратегическими задачами в реальном времени: создание и реализация всегда корректируемой кадровой программы;
- стратегическое управление развитием сотрудников. Кроме будущих проблем и способов их решения также прогнозируется и уровень профессиональной пригодности, нужный сотрудникам компании для успеха в будущем.
Кадровая стратегия обязана базироваться на общей стратегии развития предприятия, но взаимосвязь кадровой стратегии и стратегии развития компании как правило различны.
В реальности в компании происходит использование менеджментом фрагментов разных кадровых стратегий в разных сферах деятельности, при этом одна из кадровых стратегий становится основной.
Итак, кадровая стратегия – это одна из базовых стратегий развития компании, которая плотно связана с целями ее деятельности.
Типы кадровой стратегии
Кадровые стратегии классифицируются по разным основаниям. Если рассматривать управление персоналом как управление отношениями в компании, то можно выделить кадровые стратегии в зависимости от сложившихся отношений работников к компании, проявляющихся в таких особенностях, как деловая активность и специфика организационного поведения, и менеджеров всех уровней управления к кадрам, реализованных в постулатах кадровой политики.
Существуют следующие типы стратегий:
- потребительская. У работника и компании нет общих ценностей и целей, но есть взаимоинтерес у компании к сотруднику как к рабочей силе, а у сотрудника к компании как к источнику денег и прочих материальных и нематериальных мотиваций;
- партнерская. У работника и компании согласованы цели и ценности, партнерские отношения взаимовыгодны, компания обеспечивает сотруднику рост, а сотрудник соответственно вкладывает свой труд в развитие компании;
- идентификационная. При этой стратегии ценности и цели совпадают полностью; сотрудник развивается с развитием организации и ставит это своей целью, в то время как компания способна развиваться только при условии роста каждого работника.
Существует еще деструктивный вариант стратегии, когда работник и компания не признают ценности и цели один другого; у них есть определенные интересы; развитие идет независимо, может принимать отрицательный характер, когда работник и компания портят репутацию друг друга.
Каждая из представленных стратегий своеобразно сказывается на системе менеджмента кадрами. А значит, что применение какого-либо вида кадровой стратегии отражается на всех областях управления персоналом, что может давать какие-то конкретные преимущества или усугублять какие-то негативные ситуации.
Разработка кадровой стратегии
Создание кадровой стратегии предполагает решение следующих информационных проблем:
- текущее состояние компании и ее кадров;
- направление изменений в качественном и количественном составе сотрудников;
- методы и способы проведения изменений, которые позволят оптимально добиваться поставленных целей.
Кадровая стратегия вырабатывается поэтапно. Основные этапы ее разработки:
- планирование качественной и количественной необходимости в кадрах;
- оценка присутствия нужных кадров, насколько это присутствие рационально;
- планирование профессионального и карьерного роста сотрудников; обеспечение соответствующего производственной необходимости и возможностям уровня квалификации; создание форм и принципов аудита сотрудников;
- создание принципов и системы материальной и нематериальной мотивации, формирование категорий сотрудников с разной оплатой труда;
- планирование расходов на сотрудников; определение количества средств, нужных для нормального обеспечения социальных прав и свобод своему персоналу.