Управление в 17-20 веках
Еще в 17 веке были сформулированы самые первые идеи менеджмента, связанные с системой государственного управления. В этот период происходило активное объединение региональных и общенациональных рынков, разные области формировали единые пространства, поэтому требовались новые подходы к управлению ими. В российской истории менеджмента большое внимание уделяли петровским реформам. Петр 1 реализовал ряд экономических программ и принимал управленческие решения, повлиявшие на всю систему. Укреплялась финансовая сфера, предпринимались попытки содействовать развитию промышленности и сельскому хозяйству. Жизнь людей регулировалась через указы, законы. Контроль за выполнение был строгим, поскольку только через дисциплину пролегал путь в развитию.
В конце 18 - начале 19 века вновь появляется необходимость в осуществлении государственных преобразований. Значимую роль играет М.М. Сперанский, который предложил изменения и реформы, предполагающие разделение системы власти. Примерно до конца 19 века идеи менеджмента в России по большей части концентрировались в реформах государственного управления и строя, и только позднее, уже в начале 20 века появились идеи того, что менеджмент может быть отдельной единицей, нуждающейся в исследовании и анализе.
Несмотря на то, что в 20 веке большое внимание уделяли государственным реформам, все же в 1917 году образуется новое течение, которое получило название "советский менеджмент". Начинают предприниматься меры, касающиеся экономического состояния государства, Первая мировая война вносит свои коррективы в развитие менеджмента: начинаются исследования в сфере производственного менеджмента и управления, появляются исследователи и авторы, ориентированные на рассмотрение конкретных направлений управленческой деятельности. Идеи, которые существовали в то время, по сути напоминают концепцию научного менеджмента, предложенную Ф. Тейлором. Управленческие концепции того времени формально разделили на 2 группы:
- организационно-технические концепции менеджмента;
- социальные концепции.
Организационно-технические концепции включают в свою структуру концепцию организационного управления, производственных управленческих процессов. Таким образом, учитываются результаты научно-технического прогресса, предусматриваются трансформации и изменения, которые происходят в то время в управленческой и организационной деятельности. Социальные концепции управления включают в себя:
- теорию организационной деятельности;
- социально-трудовую концепцию управления;
- теорию администрирования.
Идеи государственного управления адаптируются под потребности предприятий и организаций, занимающиеся производством товаров и предоставлением услуг. Исследователи видят смысл в выстраивании внутри компании иерархии, наличие подчиненных и руководителей. Принятие решений - прерогатива руководства, а лидер - человек, которые обладает достаточным набором навыков, умений и знаний и способный принять решение, отталкиваясь от интересов предприятия.
В 80-е годы 20 века начинается плановый переход от экономики командного типа к рыночной. Этот шаг способствовал развитию управления не только в государственной, но и в предпринимательской сфере. Появляются первые отечественные специалисты в области менеджмента, которые не имели отношения к государственной сфере. Независимый и новый взгляд на теории управления позволили создать уникальные менеджерские наработки и развить менеджмент в России с учетом характеристик, особенностей государства.
Особенности развития менеджмента в России
Говоря об особенностях развития менеджмента в России, следует упомянуть о нескольких значимых характеристиках.
Первая особенность заключается в том, что в стране отсутствовало законодательство, которое могло защитить интересы бизнеса. Таким образом, бизнес является системой, которая реализуется и создает внутри себя законодательные и формальные правила ведения деятельности, производства и продажи продукции.
Вторая особенность - вынужденная оплата налогов и пошлин. В то время сборы могли достигать 70% от общей прибыли, из-за чего бизнес не мог развиваться. Поэтому необходимо было развитие управленческого канала, благодаря которому развивался бы диалог между государством и представителями бизнеса.
Третья особенность - мотивация менеджмента построена таким образом, что профессиональное развитие сотрудников оказалось невозможным. Предприятия требовали от сотрудников 100% отдачи, присутствовали случаи с переработками и недовольствами со стороны сотрудников. Но из-за того, что единая сфера управления и менеджмента отсутствовала, то сотрудники никак не могли защитить собственные права. Это привело к тому, что мотивация выстраивалась только вокруг системы наказаний и штрафов, из-за чего работники выполняли деятельность не из-за личного желания, а из-за страха лишиться работы. Кстати, зарплаты были маленькими, и поэтому мотивационные принципы менеджмента претерпевают изменения и по сей день. Некоторые компании пока еще придерживаются идеи использования человеческого капитала только для получения прибыли. Хотя большие организации и корпорации делают упор на обучение сотрудников и профессиональный рост каждого до уровня эксперта.
Четвертая особенность - это, конечно же, историческая специфика процесса формирования управленческой науки в России. Это привело к тому, что менеджмент часто имеет невысокий уровень квалификации. Не во всех вузах предусмотрено обучение по профессии "Менеджер", что приводит к низкой эффективности сотрудников. На сегодняшний день стали уделять больше внимания менеджменту, поскольку сферы постоянно расширяются и становятся структурированнее, а значит на каждом этапе развития предприятия должны формироваться управленческие решения. Эксперты подчеркивают рост интереса к менеджерской деятельности, появление специальных направлений, профессиональных курсов и стажировок, где каждый может попробовать силы в освоении профессии.