Наука управленческой деятельности: история становления и методология
Наука управленческой деятельности (менеджмент) — это дисциплина, использующая математические методы для принятия оптимальных управленческих решений, и изучающая теоретические вопросы управления людьми и организациями.
Единую методологическую основу различных форм управления создает его общая теория, содержащая функциональные понятия и категории, методы и принципы, систему задач и функций менеджмента, независящую от функциональной или отраслевой специфики деятельности компании или организации.
Менеджмент владеет своим особым способом исследования явлений управленческой деятельности, как и любая другая наука. В основе этого способа менеджмента лежит диалектический метод, который позволяет рассматривать управленческие проблемы и их постоянную взаимосвязь, развитие и движение. Это значит, что явления исследуются от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому, от конкретного к абстрактному и т.д. Во главе исследований в менеджменте находится сотрудник, осуществляющий производительную деятельность, будь то руководитель или исполнитель. Хотя один человек постоянно связан с другими, он трудится в коллективе, является сотрудником компании, поэтому метод менеджмента – это научный анализ поведения личности в фирме, взаимосвязи и взаимовлияния человека и организации.
Наиболее важным в менеджменте стал метод системного анализа, появившийся в середине прошлого века. Этому предшествовало создание системы математической логики от У. Джевонса и Э. Шредера, а в дальнейшем и разработка метода линейного программирования, появление кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате достижений исследователей в области системного анализа родилась возможность применять в практике менеджмента математические модели и применять способ математического моделирования. Одним из важнейших для практики управления и дальнейших теоретических выводов стал метод эксперимента.
Данные методы применяются не только в менеджменте, они работают и для всей экономической теории, так как экономическая наука, создавая мировоззрение управленцев и исполнителей в производственном процессе, является методологической базой менеджмента.
Методология в буквальном переводе с греческого – учение о методах познания.
Можно говорить о двух основополагающих концепциях понятия «учение о методах познания». Одна считает категории «методология» и «метод» синонимами и говорит, что диалектический способ единственной методологией всех наук о природе, человеке, обществе. Другая концепция, считая диалектический способ всеобщим, основным методом познания, формулирует методологию как систему, реализующую три функции:
- рождение нового знания;
- формирование этого знания в качестве новых категорий, понятий, гипотез, законов, теоретических идей, теорий;
- разработка внедрения новых знаний в общественной практической деятельности.
Первая функция основывается на общенаучных и общефилософских принципах и методах познания, вторая – на использовании законов логического мышления и логических форм мышления; третья – на базе локальных методологий определенных наук применительно к особым конкретным предметным областям.
Общие основы методологии менеджмента
Общими базами методологии менеджмента считаются абстрагирование, диалектика, системный подход и принципы: единства практики и теории, конкретности, определенности, объективности, познаваемости, развития, причинности, историзма.
Рыночные отношения требуют современного подхода к менеджменту. В основном, это касается методологических основ менеджмента, использования всего новаторского, что достигнуто мировой наукой и практикой: социологией, экономической теорией, педагогикой, психологией, кибернетикой, математикой, медициной и др. Достигнутый уровень развития методологических азов менеджмента позволил специалистам прийти к формулированию предмета менеджмента как науки, которая исследует законы и закономерности деятельности компаний и отношения сотрудников в процессе управления. Значит, менеджмент использует диалектический способ, позволяющий понимать управленческие проблемы в их постоянной связи и развитии, а также применяет методы логического и исторического синтеза и анализа, системного и математического анализа, моделирования и эксперимента.
Подсистема методов исследования
В системе методологии основное место занимает подсистема методов исследования.
Методы – это способы получения новых и проверки на корректность старых знаний.
В составе методов экономического исследования различают:
- общенаучные методы;
- локальные, специфические методы.
В составе общенаучных методов присутствуют:
- эмпирико-теоретические методы;
- теоретические методы.
Локальные научные – это методы, созданные для конкретной науки.
Общенаучные и локально-научные методы исследования применяются в неразрывной связи со всеобщими методами: диалектическим методом и методом абстрагирования.
Всеобщие методы оказываю влияние на ход и результаты исследований. Они требуют, чтобы локально-научные методы рассматривались как единое целое с общенаучными. Полное познание на основе применения какого-либо одного метода не представляется возможных. Только в комплексной системе методов можно получить корректные выводы. Само собой, в разных областях и на разных этапах познания отдельные методы – элементы методологической системы – могут иметь доминирующее значение. Но в целом результата поможет добиться только комплекс методов.
К эмпирико-теоретическим методам относятся эксперимент, наблюдение, измерение, описание.
Логико-теоретические методы: аналитический и синтетический, методы сравнения, метод познания, историко-логический, математические, аксиоматический, моделирования, индуктивный и дедуктивный методы, методы традукции или аналогии, предвидения, объяснения.
К основным методологическим принципам познания, которые реализуются в комплексном подходе, относят:
- принцип причинности;
- принцип единства теории и практики;
- принцип объективности;
- принцип конкретности, принцип определенности;
- принцип развития;
- принцип познаваемости;
- принцип историзма.
Практика менеджмента и его методический аппарат создавались на протяжении многих веков, но их структуризация и научные обобщения появились только в прошлом веке. В качестве фундаментальной основы современного менеджмента выступает применение научного подхода, комплексная ориентация управления и моделирование управляемых процессов.