Понятие лидерства
Истоки лидерства – это психологические и социальные предпосылки, порождающие феномен лидерства.
Современная идеология успеха требует от человека «быть свободным и независимым», «стать лидером». Все слышали эти призывы, многие ставят себе такие цели – но очень немногие понимают, что же значит «быть лидером» и чем лидер отличается от, например, руководителя.
Понятия «лидерство» и «управление» нередко употребляют как синонимы. Такой путанице немало способствуют средства массовой информации – например, президента называют и «государственным лидером», и «руководителем государства». Безусловно, в значениях слов «лидерство» и «управление» есть общее, тем не менее, они имеют и серьезные отличия. Так, Дж. Коттер отметил: «На самом деле лидерство и управление – две дополняющие друг друга системы действий. Каждая имеет свою функцию и характерные для нее виды действий. Для успеха в современном деловом мире необходимо освоить обе».
Лидерство – это феномен, описывающий процессы влияния в группах или организациях и направленный на координацию групповых действий и отношений в ходе достижения групповой цели.
В социальной психологии выделяют две разновидности лидерства:
- Неформальное лидерство связано с выражением неофициальных межличностных отношений. Для неформального лидерства характерна нестабильность и ограниченные источники влияния и силы,
- Формальное (или, как его иногда еще называют, управленческое) лидерство связано с деятельностью руководителя как представителя легитимной власти, основывающейся как на правовых отношениях, так и на личностном влиянии. Управленческое лидерство определяют как «процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей». Формальное лидерство представляет собой особые отношения между подчиненными и руководителями, основанные на добровольном и взаимном признании сложившейся системы сил и влияний, оказывающих воздействие на мотивацию, цели и эмоциональные переживания участников взаимодействия. Для этого вида лидерства характерно добровольное подчинение, достаточно высокая степень взаимного доверия и взаимного влияния, базирующегося на индивидуальной ответственности за результат совместной деятельности.
Психология и истоки лидерства
У любого человека есть определенные лидерские задатки, но далеко не каждому удается развить их достаточно для того, чтобы использовать для самореализации в роли лидера. Одни люди уже в юности способны вести себя как лидеры и вести за собой толпу, а другим не удается даже настоять на своей точке зрения, играют роль ведомых, следующих за лидерами.
Психология лидерства не ограничивается особенностями характера и мышления человека. Она имеет и внешние проявления: лидер заметен по привычкам и поведению. Для лидера характерна уверенность в себе и своих силах, готовность брать на себя ответственность за свои решения и за доверившихся ему других людей, вести за собой. У лидеров как правило развиты навыки вербального и невербального воздействия. Преобладающими в жестикуляции лидера являются жесты доминирования и открытости, а поза и походка демонстрируют уверенность и силу воли. Признаки человека, имеющего лидерские навыки:
- широко расправленные плечи,
- прямая спина,
- высоко поднятая голова,
- решительный прямой взгляд,
- размашистая походка,
- выразительная мимика.
Однако перечисленные жесты и мимика – это внешние проявления лидерского ощущения, обусловленные внутренним состоянием индивида, его образом мышления и психологией. Лидер уверен в своих возможностях, в успехе организуемых им мероприятий, готов бросать обстоятельствам вызов. Для лидеров типично:
- сила воли,
- отличные способности к коммуникациям,
- умение мотивировать себя и окружающих,
- навыки психологического влияния, позволяющие подтолкнуть к работе под их руководством, заставить других проникнуться высказываемыми лидерами идеями.
Законы лидерства
Невозможно прочитать учебник и научиться быть лидером. Приобретение лидерских навыков требует развития коммуникативных способностей и уверенности в себе, навыков воздействия на окружающих. Развитие лидерских навыков связано с процессами общения, самореализации, трудовой и творческой деятельности. Иногда, чтобы превратиться из ведомого в лидера, человеку приходится изменять свое мышление и пересматривать установки.
Изучение установок многих добившихся успеха людей позволило выделить три основных закона лидерства:
- закон притяжения. Основной причиной, которая заставляет других людей тянуться к лидерам, является их энергия, желание создавать что-то новое и уверенность в успехе. Лидеры не критикуют все подряд, не жалуются на жизнь. Они обладают способностью к нестандартному мышлению, обнаружению новых путей решения возникающих задач. Лидерство развивается путем созидания и творческой активности,
- закон самосохранения. Лидер ведет за собой других людей, всегда идет первым – но никогда не погружается в обстоятельства полностью. Он должен быть над ситуацией, немного отстраненным, что позволяет контролировать происходящее со стороны, сохранять беспристрастность в анализе и формировать трезвую оценку. Глядя на проблемы как сторонний человек, лидер может находить их решения. За счет этого лидер не погружается в рутину происходящих процессов, не растрачивает силы на непродуктивную деятельность, а уверенно идет к цели,
- закон отдачи. Все происходящие в обществе процессы взаимосвязаны. Лидер, работая для себя, приносит благо и социуму. Когда лидер делится своими идеями с подчиненными, последователями или сподвижниками, он стимулирует их действиям, которые дают обществу некие плоды. Сам лидер при этом тоже получает отдачу от взаимодействия. Это обусловлено непрерывностью движения и сложным взаимодействием общественных процессов и явлений.