Роль этики в организационном поведении
Влияние деловой этики на организационное поведение – это воздействие, которое этика оказывает на организационное поведение персонала компании.
Отношения между обществом и личностью, работников и работодателем или между несколькими работниками регулируются исходя из сложившейся этики предприятия (организационной этики). Вообще создание предприятий связано с желанием достичь некоторой цели, осуществить какое-то дело. На регулирование деятельности компании оказывают существенное влияние:
- организационные механизмы,
- экономические механизмы,
- материальные факторы,
- духовные факторы,
- организационная культура, базирующаяся на ценностях и нормах этики предприятия.
Этика как наука занимается изучением природы нравственности.
Этикой называют фундаментальную научную дисциплину, занимающуюся содержательными основами морали.
Этика в практическом аспекте – это система норм поведения, отвечающих нравственности.
Определение организационной этики опирается на определение этики вообще.
Этика предприятия, или организационная этика – это правила, ценности и убеждения, которые определяют, что такое хорошо и что такое плохо в данной компании, а также как должны себя вести руководители и рядовые сотрудники в различных ситуациях, в которых их поступки влияют (положительно или отрицательно) на других людей.
Этическое поведение способствует повышению общего благосостояния – процветания, счастья и здоровья – отдельных индивидов, их групп и организаций, а иногда и внешней среды организации в широком понимании, вплоть до общества в целом.
Этика определяет, какие цели стремится достичь организация, и как должны вести себя работники для достижения этих целей. Например, распространенной целью деятельности коммерческих компаний является получение прибыли. Соответственно, собственники (акционеры), менеджеры и рядовые сотрудники, вносящие свой вклад в виде умений, навыков, времени или ресурсов в достижение цели, должны получить соразмерное вознаграждение. Этика разграничивает допустимые и недопустимые действия со стороны организации: к примеру, считается ли возможным, чтобы сотрудники или подразделения своими действиями наносили конкурентам вред – путем переманивания ценных сотрудников, проведения промышленного шпионажа и т.д.
Производственные организации используют в своей деятельности как общечеловеческие ценности, так и внутриорганизационные ценности, свойственные именно этой компании. Фактором стабильности предприятия выступает соблюдение структурного и функционального порядка. Для достижения порядка необходимо соблюдение ряда условий:
- трудовое поведение работников,
- соблюдение дисциплины – трудовой и технологической.
Дисциплина – это важная внутриорганизационная ценность компании, наряду с исполнительностью, высокой ответственностью, выполнением сотрудниками своих статусных и профессиональных обязанностей, стабильностью индивидуального и коллективного поведения.
Основные этические правила, входящие в организационную культуру
Организационная структура поощряет сотрудников на усердную работу и координацию своих усилий для достижения высоких показателей функционирования компании. Благодаря организационной культуре складывается система взаимодействия людей и групп, входящих и не входящих в организацию. Также организационная структура влияет на мотивацию, на стремление людей достигать общих целей.
Для организаций важно, чтобы поощрялись высокие стандарты поведения, основанные на развитых этических критериях. Руководитель должен прилагать усилия к сдерживанию некорректных проявлений, формированию ценностных и нравственных установок, включенных в программы корпоративного обучения. Обеспечение соблюдения этических норм важно для того, чтобы не возникала нравственная анархия.
Среди ключевых этических правил, управляющих человеческим поведением, можно указать:
- необходимость выполнять обещания. Людям свойственно хотеть, чтобы окружающие выполняли данные обещания. Если бы не было договоренности и том, что обещания будут выполняться, социальное взаимодействие нарушилось бы, а деловые отношения стали бы невозможными,
- отсутствие стремления к нанесению вреда другому. Все стороны отношений должны быть заинтересованы в предотвращении конфликтов, связанных с насилием. Если постоянно имеется беспокойство о соблюдении физической безопасности, доверие к другим людям будет снижаться. Это приводит к таким формам взаимодействия, в процессе которых возможно возникновение разногласий, нуждающихся в разрешении,
- взаимопомощь. Моральные кодексы предполагают, что люди, входящие в социальные группы, преследуют не только личные, но и общегрупповые цели. Каждый человек, который входит в какую-либо социальную группу, надеется на получение помощи от других членов группы,
- уважение к личности. Это правило предполагает, что человек рассматривает других людей как самоценность, а не только как средство, помогающее достичь собственных целей. При этом люди должны восприниматься серьезно, их желания рассматриваться как законные,
- уважение к собственности. Речь идет об уважении как к имуществу, так и к интеллектуальной собственности.
Нарушение приведенных выше этических правил вызывает у людей чувство обиды, возмущение или раздражение. В таких условиях невозможно создать в организации отношения, построенные на доверии и сотрудничестве.
При оценке трудовой этики руководитель должен задать себе следующие вопросы:
- нет ли попыток манипулировать сотрудниками?
- справедлива ли применяемая оплата труда?
- защищены ли свободы и права сотрудников?
- действует ли в организации буква и дух закона?
- выполняются ли данные обещания?
- проводятся ли провозглашаемые лозунги в жизнь?
В зависимости от ответов могут быть выявлены направления совершенствования этики компании.