Инвестиционный менеджмент – это деятельность, направленная на анализ, исследование, регулирование организацию и планирование рыночной позиции фирмы.
Все указанные аспекты инвестиционного менеджмента объединены в бизнес-плане - основном продукте инвестиционного процесса.
Разнообразие типа управления, целей инвестирования, характера ситуации и множества прочих факторов обуславливает и разнообразие видов инвестиционного менеджмента.
Стратегия эффективного собственника
При использовании стратегии цель инвестиционного менеджмента заключается как в получении допуска к определенным типам продукции и обеспечении контроля финансовых потоков, так и в развитии производственно-сбытового и научно-технического потенциала, в финансовом оздоровлении фирмы. Основным доходом от инвестиционного менеджмента становится прибыль предприятия от производственно – хозяйственной деятельности на долгосрочную перспективу.
Спекулятивный инвестиционный менеджмент
Стратегия спекулятивного поглощения или слияния основана на приобретении контролирующего пакета акций и обеспечении тем самым:
- доступа к дефицитным продуктам или услугам, ресурсам;
- получения права распоряжаться выгодными объектами недвижимости, другими имущественными и неимущественными правами.
Применение данной стратегии крупным предприятием дает возможность переключить значимые потоки финансов на дочерние или посреднические фирмы.
Для небольших предприятий такая стратегия уместна как способ приобретения выгодной площади в престижном районе для их последующего использования для развития бизнеса.
Спекулятивные стратегии чаще всего используются в рамках различных инвестиционных конкурсов и закрытых аукционов, которые проводятся при процедуре приватизации. Интересы инвестора при этом могут быть представлены несколькими участниками, которые указывают в заявках такую цену, чтобы стать победителем. Это с одной стороны, дает возможность подстраховаться в случае неправильно оформленной заявки или неучастия каких – либо других заинтересованных инвесторов. Однако, с другой стороны, если один инвестор для защиты своих интересов привлекает не одного аффилированного участника, то шансы «угадать» цену возрастают.
Виды стратегий инвестиционного менеджмента в зависимости от периода инвестирования
По признаку срока возврата вложенных инвестиций выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции, или же их сочетание. Отечественные предприятия, как правило, под краткосрочным периодом инвестирования понимают срок до 3—6 месяцев, под среднесрочным инвестированием - возврат вложенных инвестиций через 6—12 месяцев, а под долгосрочным – инвестирования на срок более одного года.
Арбитражная стратегия инвестиционного менеджмента
Арбитражная стратегия инвестиционного менеджмента активно применялась на первоначальных этапах приватизации, однако ее использование сегодня все так же остается актуальным. Она основана на том, что одни и те же активы могут иметь различную цену на разных, в том числе удаленных географически, рынках. Инвесторы, применяющие указанную стратегию, извлекают прибыль посредством одновременной купли-продажи одинаковых типов ценных бумаг на различных инвестиционных площадках.
Арбитражная стратегия позволяет получать прибыль при минимальном риске с высокой скоростью организации взаиморасчетов, кроме того она не требует значительных вложений. Крупные предприятия активно проводят арбитражные операции. Например, во время финансового кризиса приобретаются акции отечественных эмитентов на западном финансовом рынке, а продаются уже на внутреннем российском рынке. При этом за счет того, что на западном рынке цена акций падала сильнее, разница в порядке цен могла достигать 10 процентных пунктов.