Интеллектуальные ресурсы и их роль в повышении эффективности деятельности организации
Интеллектуальные ресурсы – это тип экономических ресурсов, которые предприятие использует, чтобы производить экономические блага.
Основа формирования интеллектуальных ресурсов – информация и знания. Все ресурсы, которые предприятие может использовать в своей работе, включают ряд природных, информационных, материальных, энергетических, временных и трудовых ресурсов.
Интеллектуальные ресурсы уникальны в связи с их особенностями, главная из которых – самовыражение или капитализация. Последняя предполагает, что увеличение объемов производства продукции при использовании интеллектуальных ресурсов их стоимость возрастает, а не амортизируется.
Большинство внутренних ресурсов предприятия, включая корпоративную культуру, эффективность менеджмента, технологию, интеллектуальный потенциал сотрудников, представляя собой тип интеллектуальных ресурсов, пронизывающих все области деятельности предприятия. В итоге, ими формируются устойчивая конкурентоспособность предприятия, обеспечивающая ее пребывание на рынке в условиях соперничества. При этом максимум сложностей отмечается, когда возникает необходимость оценить экономическую эффективность интеллектуальных ресурсов, что выступает как показатель результативности их использования в работе компании.
Интеллектуальные ресурсы состоят из нескольких элементов:
- интеллектуальной собственности;
- человеческих ресурсов;
- инфраструктурных активов;
- рыночных активов.
Понятие интеллектуальных ресурсов состоит из результатов творческой и интеллектуальной деятельности людей, а также организационных знаний, характерных для данной фирмы, объективирующихся в качестве информации, знании, организационной и корпоративной культуры, инновации в управлении и производстве, технологии ведения бизнеса, экономической и информационной безопасности, а также способах ведения коммуникаций с персоналом, клиентами и партнерами.
Эффективность пользования интеллектуальными ресурсами предприятия определяется определенными характеристиками производимой ими продукции или услуги:
- неимитируемость, то есть защищенность информации от использования ее конкурирующими предприятиями;
- незаменяемость, определяемая возможностями и опасностью замены продукции при несущественных имитационных барьерах, создание ресурса, аналогичного подлежащего замене;
- высокая степень добавленной стоимости и способность ее увеличивать. Это означает, что предприятие способно обеспечивать устойчивость конкурентных преимуществ на рынке для данного продукта или услуги.
Особенности формирования и управления интеллектуальными ресурсами организации
Большинство современных организаций в нашей стране обладает жесткой производственной структурой, характерной для стран с индустриальной экономикой. Обычно эффективность деятельности организации до сих пор оценивают только на основании конечного, то есть не управляемого результата. Это вызывает обратный эффект – не каждое звено на пути достижения поставленной цели работает с нужной отдачей. Назревает необходимость реструктуризировать систему управления экономикой на многих предприятиях нашей страны в направлении резкого усиления практического использования их креативных, то есть созидательных возможностей. Чтобы решить эти вопросы, должна быть выбрана и обоснована оценка проявления созидательных действий, то есть проявляется творческая энергия, характерная всем участникам предпринимательских процессов в качестве субъектов рыночных экономических взаимоотношений.
Главная задача успешной реализации любого бизнес-процесса – вызывать максимум созидательной энергии у каждого исполнителя, с использованием современных средств и механизмов управления. Однако из-за того, что на сегодняшний день, обычно, в реализации бизнес-проектов, особенно высокотехнологичных, принимают участие представители самых разных специальностей, средства повышения их творческой отдачи должны отличаться.
Ранее главный экономический показатель трудового потенциала работника был представлен его физическими возможностями, то есть производительностью труда. Позже - сочетанием физических и интеллектуальных способностей. На сегодняшний день, главный экономический показатель человеческой деятельности - проявление его интеллектуально-креативных способностей, которые социально формируются как результат получения каждым специалистом общего и специального образования, навыков и умений в процессе осуществления трудовой деятельности.
Кооперацией интеллектуальных возможностей структурного и интеллектуального капиталов с творческим потенциалом специалистов в одно целое создается необходимый интеллектуально-креативный ресурс предприятия, который может решить ряд конкретных бизнес-задач, используя самые различные творчески обеспеченные способы, которых может быть бесконечное множество. При этом необходимо подчеркнуть, что рыночных успехов добиваются те, кто организационно обеспечивают максимальное проявление интеллектуально-креативной, или творческой энергии всеми специалистами предприятия.
На уровне предприятия основной задачей управления интеллектуальной собственностью является сохранение и развитие интеллектуального потенциала в качестве стратегического ресурса предприятия и повышения его конкурентоспособности и экономической безопасности за счет удовлетворения потребностей рынка в области охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности.
Стратегия предприятия в области интеллектуальных ресурсов должна быть реализована в следующих трех направлениях: активизация изобретательской деятельности в организации; коммерциализация услуг в сфере интеллектуальной собственности; формирование нематериальных активов в качестве стратегического ресурса повышения конкурентоспособности организации.