Понятие малого бизнеса. Взаимодействие крупного и малого предпринимательства
Малый бизнес – это мелкие хозяйствующие субъекты, формально не входящих в какое-либо объединение. К основным критериям, характеризующим бизнес как малый, относят: определенное число работников, определенный доход от реализации товаров в год, независимость от государства и иностранных инвесторов.
Малым бизнесом считаются индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, юридические лица, с штатом сотрудников не более 100 человек. Также малый бизнес имеет ряд ограничений по выручке или стоимости активов. Малым бизнесом создаются новые рабочие места, производятся товары широко потребления, а значит, он имеет огромное значение для экономики государства, и для его граждан трудоспособного возраста. Иными словами, для экономики имеет значение и крупный, и малый бизнес, а благодаря взаимодействию можно эффективно использовать сильные стороны обоих вариантов построения бизнеса.
Типы интеграционного сотрудничества
Партнерские отношения субъектов малых и крупных фирм обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что выступает предпосылкой для построения структуры их взаимодействия. Мировой опыт демонстрирует, что корпоративный сектор – основа современной экономики.
В России соотношение малого и крупного бизнеса колеблется в региональных измерениях от 1:5 до 1:25, а в западноевропейских странах и Америке данный показатель приравнивается к 1:500.
Крупные субъекты предпринимательства – главные элементы рыночного хозяйства, определяя его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они помогают структурировать экономику в целом.
Крупный бизнес характеризуется некоторыми неоспоримыми экономическими преимуществами: возможностью осуществления крупномасштабного финансирования НИОКР, способностью обеспечивать экономию на транзакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Взаимодействие такого рода дает возможность достичь зачастую синергетического эффекта, выступая как взаимовыгодное для обоих субъектов сотрудничество.
К наиболее распространенным видам промышленной интеграции организаций малого и крупного бизнеса относят:
- субконтрактацию,
- аутсорсинг,
- франчайзинг.
Субконтрактация, или субконтрактинг предполагает, что одно промышленное предприятие – контрактор, размещает на другом предприятии, преимущественно малом, - субконтракторе, заказ на разработку или изготовление определенного типа продукции, иди на выполнение отдельных технологических процессов, соответствующих требованиям заказчика, позволяющим компании-контрактору выстраивать более действенную и эффективную организационную структуру производства.
Применение механизма субконтрактации, или субконтрактинга дает возможность головному предприятию, контрактору, избавляться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать основные усилия на важнейших задачах, включающих технологическое перевооружение, обновление модельного ряда выпускаемой продукции.
Субконтракторы, при выполнении работ по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применяя механизм субконтрактации может быть оптимизирован производственный процесс им значительно повысить конкурентоспособность, как на уровне единичного предприятия, так и на уровне всего региона.
Аутсорсинг предполагает использование внешних ресурсов – материальных, трудовых или интеллектуальных – в процессе организации бизнес-процессов компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на первостепенных целях бизнеса, передавая обеспечивающие бизнес функции сторонним компаниям, а также получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которые отсутствуют у компании. Аутсорсинг позволяет крупным компаниям передавать ответственность за выполнение конкретных функций, например, в бухгалтерском учете аутсорсинговая компании может брать на себя ряд финансовых рисков от неправильных решений.
Франчайзинг включает в себя преимущества крупных производств: экономию на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий, представленных продукцией, обучением персонала и пр., а также малых предприятий: высокую проникающую способность, возможность получения локальных контрактов и знание местных условий. При оплате лицензии, то есть франшиз, и получая ряд обязательств по соблюдению установленных стандартов качества, малому предприятию взамен дается значительная поддержка от родительской компании – в маркетинге, повышении квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, техническом содействии, включая совместное использование части оборудования, более широком доступе к сырью и пр.
На сегодняшний день отдельные крупные предприятия видят для себя необходимость создавать малые предприятия, чтобы решать некоторые внутренние задачи. При рассмотрении экономического содержания данного типа взаимодействий, необходимо отметить, что на основании крупных предприятий предпринимательская деятельность чаще всего возникает в виде одной из следующих форм:
- интрапренерство - создание небольшого, зачастую временного коллектива, чтобы реализовать некоторые цели или разработать некоторые идеи, необходимые, чтобы повысить технический уровень крупного предприятия;
- инкубаторство – построение малого предприятия, оказание разного рода помощи на всех этапах его формирования;
- сателлитная форма – организация малых фирм-сателлитов, то есть, разнообразных дочерних компаний, образование малых фирм, самостоятельных с юридической точки зрения, но экономически зависимых от коренной структуры и т.д.