Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Невербальная коммуникация в менеджменте

Все предметы / Менеджмент / Коммуникации, решения и конфликты / Невербальная коммуникация в менеджменте
Содержание статьи

Каждый человек в той или иной степени участвует в социальной общественной жизни. Любые акты коммуникации способствуют достижению тех или иных целей. Наладив хороший контакт с собеседником можно получить необходимую информацию, побудить к действию собеседника, удовлетворить потребность в общении и т.п. Коммуникация – это процесс обмена информации с целью эффективного общения. При этом больший процент общения составляет невербальная коммуникация, происходящая без слов.

Невербальная коммуникация представляет собой поведение человека, которое подает сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия общающихся людей. Невербальные средства коммуникации могут выражаться в прическе, одежде, позе, мимике, окружающих человека предметах. Распознание подобного поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Данная информация также позволяет определить настроение, ожидания, переживания, чувства, намерения, морально-личностные качества общающихся личностей.

Зоны невербальной коммуникации

Существуют разные зоны невербальной коммуникации. Среди них:

  1. Интимная зона (15-45 см), в которую допускаются только близкие люди.
  2. Личная зона (45-120 см), в которой происходит общение деловых партнеров.
  3. Социальная зона (120-350 см), в которой происходит общение в малой группе (до 15 чел.).
  4. Публичная зона (от 350 см), в которой производится общение с большим группами людей, массовой аудиторией/

Как и все другие, интимная зона имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — на расстоянии 15 - 45 см. За данной дистанцией зарезервирована область для обмена на языке тела интимными посланиями (взаимные прикосновения, контакт глаз и т.д.). Интимная зона является самой главной. Именно эту зону человек охраняет как свою собственность. На данную территорию человек пускает только ближайших людей, партнера или же лучших друзей.

Личная зона занимает два интервала: близкий: 45-75 см и далекий: 75-120 см. То, как близко друг к другу стоят люди, сигнализирует об их отношениях, или же о том, что они друг к другу чувствуют. Жена спокойно может стоять внутри близкой личной зоны своего мужа. Но для другой женщины в ней находиться— совершенно другое дело. В данном пространстве должны происходить нормальные коммуникационные процессы, которые происходят между людьми. Однако люди, которые концентрируются на внутренних переживаниях, больше стремятся к сохранению большого расстояния, нежели чем экстраверты. Если человек личной зоны не замечает и слишком быстро приближается к интимной или же в ее пределы вторгается, то тем самым он демонстрирует отсутствие у себя определенного такта и правильной оценки личности другого человека. В буквальном смысле слова он становится навязчивым и производит угнетающее впечатление. По сути, охрана личной зоны - это один из главных принципов невербального общения.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная зона — это расстояние, на котором мы стараемся держаться от людей, которых знаем не очень хорошо. Близкий интервал социальной зоны располагается в 120-210 см. Люди, вместе работающие, стремятся к использованию такой близкой социальной дистанции. Далекий интервал социальной зоны расположен на расстоянии от 210 до 350 см. - это дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо им говорит: «Станьте так, чтобы я на вас мог посмотреть».

Публичная зона — это расстояние, соблюдаемое, когда мы адресуемся к большой группе. Близкий интервал данной зоны - 350-750 см, а далекий - более 750 см. Это то расстояние, на котором, как правило, от своих слушателей находятся докладчики. Пределы общественной или общей зоны позволяют без какого – либо смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми, кто себя выставляет напоказ. Это еще и потому возможно, что тот, за кем наблюдают с данного расстояния, может быть уверенным в том, что в нападение такое наблюдение точно не перерастает. Нападающий был бы должен сначала преодолеть довольно существенное расстояние. Помимо того, разные мелочи и подробности, которые от других хотят скрыть, невозможно разглядеть на этом расстоянии. Взгляд наблюдателя, находящийся на большом расстоянии не провоцирует появление определенных защитных механизмов или оборонительного языка в телодвижениях. Выбор дистанции определяется взаимоотношениями между людьми (обычно, люди ближе стоят к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (к примеру, интроверты переносят плохо слишком близкие дистанции).

Основные виды невербальной коммуникации

Зная типы невербальной коммуникации, можно лучше понимать способы выражения их, поскольку коммуникация этого типа осуществляется всеми органами чувств, из которых непосредственно и формируется коммуникативный канал.

Ключевые виды невербальной коммуникации:

  1. Кинесика – это совокупность телодвижений, поз и жестов, применяющихся с целью дополнения выразительных средств коммуникации. Главные элементы кинесики - позы, мимика, жесты и взгляды, имеющие социокультурное или физиологическое происхождение. Используемые жесты должны однозначно пониматься, потому что неправильное толкование жестов может привести к неприятным обстоятельствам;
  2. Тактильное поведение включает в себя различные типы прикосновений к собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Разные виды прикосновений носят разнообразный характер и имеют отличную от других значимость и эффективность. Тактильное поведение может условно делиться на следующие виды: ритуальные, профессиональные, дружеские и любовные. Каждый из типов прикосновения необходим человеку с целью ослабления или усиления процессов коммуникативной связи. Однако имеются факторы, которые стоит несомненно учитывать, поскольку в разных культурах невербальные элементы могут иметь различное обозначение;
  3. Сенсорика – это один из видов невербальной коммуникации, в основе заложено чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру может складываться на ощущениях органов чувств: ощущения вкуса, запахов, восприятия цветовых и звуковых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, от него исходящего. Благодаря всему этому с данным партнером и строится невербальная коммуникация;
  4. Проксемика – это вид невербальной коммуникации, который основан на использовании пространственного отношения. Данный тип коммуникации подразумевает под собой влияние расстояний и территорий между людьми на непосредственное проявление межличностных отношений. После проведения ряда исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа, описанных выше;
  5. Хронемика представляет собой вид невербальной коммуникации, который подразумевает использование фактора времени;
  6. Паравербальная коммуникация подразумевает, что смысл коммуникации определяется проявлением уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые применяются для непосредственной передачи высказывания.

Значение невербального общения в менеджмента

Особенность невербального языка состоит в том, что проявление его обусловлено импульсами человеческого подсознания, и отсутствие возможности эти импульсы подделать позволяет нам верить такому языку значительно больше, чем обычному - вербальному каналу.

В менеджменте невербальные средства необходимы для того, чтобы:

  • создавать между партнерами психологический контакт;
  • регулировать течение процесса общения;
  • выражать эмоции и отражать истолкования ситуаций;
  • обогащать значение информации, которая передается словами, направлять толкование словесного текста;
  • быть готовым к немедленным словесным ответным действиям в ситуациях, промедления не терпящих;
  • предвидеть, что следует сделать, чтобы достигнуть необходимого результата.
Замечание 1

Таким образом, проведенный краткий анализ системы невербальной коммуникации показал, что она имеет способность не только ослаблять усиливать вербальное воздействие, но и выявлять такие существенные параметры делового общения, как намерения его участников.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис