Система поддержки принятия решений
Система поддержки принятия решений (СППР) – это тип компьютерной автоматизированной системы, цель которой – помочь людям, которые принимают решение в сложных условиях, полностью и объективно проанализировать предметную деятельность. Это означает, что такая система выдает информацию, которая помогает людям быстрее и точнее оценивать ситуацию и принимать решения.
СППР были сформированы в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
Принятие разного рода решений – это ежедневная работа менеджеров разных организаций, от правильного выбора которых зачастую зависит эффективность деятельности целостного предприятия. Обработка многочисленных и противоречивых альтернатив и выбор лучшей из них – сложный и ответственный процесс, который в последнее время привлекает все больше и больше внимания. Именно в связи с этим идет формирование новых средств решения организационно-управленческих задач – система поддержки принятия управленческих решений.
Система поддержки принятия решений базируется на формализации методов получения исходных и промежуточных оценок, которые даны лицом, принимающим решения, а также на алгоритмизации самого процесса выработки решения. Человеко-машинная процедура принятия решений посредством системы поддержки принятия решений является циклическим процессом взаимодействия человека с компьютером.
Система поддержки принятия управленческих решений на основании информационных технологий начала развиваться в конце 70-х годов, благодаря широкому распространению компьютеров и программных продуктов, а также благодаря успехам в сфере развития искусственного интеллекта.
Одна из наиболее значимых особенностей информационных технологий поддержки принятия управленческих решений – качественно новая стратегия взаимодействия компьютера с человеком. Принятие решения – иррациональный процесс, в котором участвуют:
- непосредственно система поддержания принятия управленческих решений как вычислительного звена и объекта управления;
- лицо, которое оценивает полученный результат, а на его базе принимается решение.
Информационные технологии поддержки принятия решений обладают несколькими особенностями, в частности, они:
- они ориентированы на решение плохо структурированных задач;
- сочетают традиционные методы доступа и обработки компьютерных данных и возможностей математических моделей и методов решения задач на их основании;
- имеют направленность на непрофессионального пользователя ПК;
- имеют высокий уровень адаптивности, обеспечивающей возможность приспособиться к особенностям технического и программного обеспечения, которое есть в наличии, а также к требованиям пользователя.
Основные компоненты СППР
На рисунке 1 изображена структура и функции технологических блоков, а также основные операции системы поддержки принятия решений.
Рисунок 1. Основные компоненты СППР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К основным компонентам информационной технологии поддержки принятия решений относят базы данных, программную подсистему и базу моделей.
Информация, загружаемая в базы данных, может поступать из разных источников:
- информационных систем операционного уровня после предварительной обработки;
- источников, свидетельствующих о внутреннем состоянии системы, например, о движении персонала, работе разных отделов и пр., которые также должны быть обработаны и введены в систему;
- внешних источников, имеющие важное значение в процессе принятия решений на управленческих уровнях;
- прочих внутренних источников – приказов, записей, выписок и пр.
Модели создают, чтобы описать и оптимизировать конкретный объект или процесс. Их использование позволяет проводить анализ системы поддержки принятия решений. Математическая интерпретация проблемы, на которой основаны модели, дает возможность найти информацию, которая может быть полезна для принятия правильных решений.
Экспертные системы
Экспертная система – это программный продукт, использующий элементы искусственного интеллекта. В программах такого рода заключены знания специалистов в определенных предметных областях и выработаны рекомендации по запросу необходимой информации, что дает возможность менеджеру проконсультироваться с экспертами по любым проблемам из сферы, в которой эти системы накопили знания.
Причина создания экспертных систем – необходимость в любой момент времени получить экспертную рекомендацию относительно определенной проблемы. На практике экспертные системы применяют при возникновении у специалиста или менеджера сомнений в выборе правильного решения, так как эти системы основываются на более глубоких и полных знаниях по сравнению со знаниями пользователя.
Наиболее простая экспертная система включает решателя, базу данных, базу знаний, компоненты приобретения знаний, объяснительный и диалоговый компоненты.
База данных нужна, чтобы хранить исходные и промежуточные сведения, которые используются в решении задач.
Решатель, используя исходные данные из базы данных и знания из базы знаний, осуществляет решение задач в каждой конкретной ситуации.
Иными словами, использование информационных технологий поддержки принятия управленческих решений позволяет осуществить выбор наиболее эффективных и актуальных решений, причем такие технологии могут быть использованы на любом уровне управления. В связи с тем, что принимаемые на разных уровнях решения должны быть скоординированы, важная функция таких систем состоит в координации действий лиц, которые и принимают эти решения.
В условиях современного уровня развития неопределенности, использование экспертных систем дает возможность значительного сокращения риска от последствий принять управленческие решения и оказывает помощь молодым менеджерам и специалистам.