Сущность и значение имиджа организации
Имидж организации (или корпоративный имидж) представляет собой образ компании, который формируется в сознании широких слоев населения. В современных условиях имидж организации является одним из главных факторов, которые способствуют успеху, как в бизнесе, так и в общественной жизни.
С той или иной степенью погрешности, корпоративный имидж можно измерить в стоимостном выражении (в балансовых отчетах крупных компаний имидж организации отображается как нематериальный актив).
В современных условиях имиджевая политика – это один из приоритетных и, в то же время, пожалуй, один из наиболее сложных компонентов стратегии организации (и ее коммуникативной политики).
Структура имиджа организации
Структура имиджа компании состоит их нескольких основных блоков
Корпоративная культура фирмы и такие основные формы ее воплощения, как:
- миссия – обобщенное и лаконичное выражение главного социального предназначения организации, которое она стремится реализовать на практике
- стратегическое видение – перспектива, «будущее» организации
- история – своеобразная «биография», легенда организации, которая предвосхищает миссию и определяет стратегическое видение
- корпоративная философия – развернутое изложение деловых и морально-этических принципов, норм, кредо, которыми руководствуются руководство и персонал
- корпоративные ценности, нормы и кодексы
- корпоративная этика – представляет собой нормы поведения сотрудников и руководителей, которые основываются на общепринятых навыках делового общения и утвержденных в данной организации правилах корпоративной культуры.
Имидж сотрудников организации (которые являются основными носителями корпоративной культуры):
- имидж руководителя – комплекс представлений об установках, способностях, ценностях, внешности и психологических характеристиках руководителя данной организации
- внутренний имидж – представления самих сотрудников о своей компании (в данном случае, основные детерминанты – это корпоративная культура, а также социально –психологический климат)
- имидж персонала – обобщенный образ персонала, который раскрывает наиболее характерные его черты: культура, деловая этика, профессиональная компетентность, социально-демографические характеристики и т. д.
Визуальный имидж организации включает представления о компании, основанные на зрительных ощущениях (в которых зафиксирована информация внешнем виде персонала, интерьере офиса, торговых залов, фирменной символики и т. д.). Он включает:
- информационный визуальный имидж
- архитектурный дизайн (внешний вид здания, его расположение, планировка комнат, размещение построек и т. д.)
- оформительский дизайн (продуманное, красивое и стильное оформление помещений, приемных, рабочих мест и т. д.).
Социальный имидж организации – основывается на представлении широкой общественности о социальных целях компании, ее роли в социально-экономической и культурной жизни общества.
Бизнес-имидж организации – это, по сути, представление о компании как об экономическом агенте (субъекте деловой активности).
Формирование и корректировка корпоративного имиджа
Алгоритм формирования корпоративного имиджа включает следующие основные этапы разработки и реализации PR-программы:
- оценка ситуации (определение ожиданий целевой аудитории, изучение параметров объекта, изучение имиджа фирм-конкурентов)
- определение контактных групп и целей
- моделирование имиджа
- выбор и разработка коммуникативных стратегий продвижения характеристик имиджа