Групповые коммуникации
Групповые и командные коммуникации – это общение, основывающееся на взаимопонимании и осуществляемое в социальных организациях.
Коммуникация может представлять собой не только визуально воспринимаемую линию связи. Коммуникацией является и голосовая интонация, и мимика лица. Иногда подобные явления, выполняющие коммуникационную функцию, оказываются информативнее, чем произносимые слова (вербальная коммуникация). По мнению некоторых исследователей, большая часть успеха в деятельности определяется деловым общением, осуществляемым путем межличностных контактов. Поэтому столь важно, чтобы сотрудники владели технологиями осуществления деловых переговоров.
Под группой понимают относительно обособленное объединение некоторого количества людей (не менее двух), взаимозависимых, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга для того, чтобы достичь конкретных целей, координирующих совместную деятельность, выполняющих разные обязанности и рассматривающих себя как часть единого целого.
Группы могут быть классифицированы по разным признакам:
- по размеру – большие и малые. Большими считаются группы, которые существуют в масштабах страны (общества в целом) и выделяются на основании таких типов социальных связей, которые не требуют обязательного личного контакта. В частности, к ним относятся нации, общественные объединения, религиозные конфессии, возрастные группы. Малые группы являются немногочисленными, в них люди объединяются совместной деятельностью, непосредственно лично общаются и взаимодействуют,
- по сфере совместной деятельности – производственные и управленческие. Управленческие группы состоят из работников, осуществляющих управленческие функции. К таким группам относятся командные группы руководителей, в первую очередь – команды менеджеров высшего звена, а также различные комитеты. Главным в этих группах является коллективное (совместное) принятие решений. К производственным относятся группы работников, которые непосредственно занимаются производственной деятельностью и совместно выполняют конкретные производственные задания,
- по уровню развития – слаборазвитые и высокоразвитые. Высокоразвитые группы отличаются наличием устойчивой системы отношений между членами, высокой сплоченностью, а слаборазвитые – недостаточным развитием или полным отсутствием психологической общности, распределения обязанностей, сложившейся структуры,
- по реальности существования – условные и реальные,
- по степени формализации – формальные и неформальные. Формальные группы создаются на основании решения руководителя в рамках организационной структуры в целях выполнения конкретных задач. Их деятельность направлена на то, чтобы достичь целей организации. Они функционируют в соответствии с официально утвержденными заранее установленными инструкциями, положениями и уставами. Неформальные группы создаются их членами самостоятельно исходя из взаимных антипатий, симпатий, общих интересов, одинаковых увлечений и привычек в целях удовлетворения социальных потребностей людей и общения,
- по цели существования – проектные (целевые), функциональные, дружеские, по интересам. Проектные группы создаются для достижения конкретной цели. Когда цель группы достигнута, такая группа может быть расформирована или переведена на выполнение другого проекта. Функциональные группы создаются для долговременного выполнения определенных функций. Дружеские группы (группы по интересам) представляют собой объединения людей, интересных друг другу, обладающих общими увлечениями и поддерживающих отношения в дружеском формате. Часто они возникают на работе, а потом выходят за пределы рабочей деятельности. Такие группы являются неформальными,
- по периоду функционирования – временные и постоянные. Временные формируются для того, чтобы выполнить краткосрочные разовые задачи, а постоянные – чтобы решать задачи в рамках своих должностных обязанностей. Постоянные группы придают устойчивость организации,
- по характеру включения в группу индивидов – нереферентные (группы принадлежности) и референтные.
Командные коммуникации
Важную роль в компаниях играет командная работа, поэтому большое внимание уделяется тимбилдингу. Члены команды вместе работают над одними и теми же задачами, поэтому от того, насколько они эффективно коммуницируют, зависит получаемый результат, степень удовлетворенности трудом. Как правило, исследование командных коммуникативных процессов посвящается одной из двух тем:
- степень централизации коммуникаций,
- природа задач команды.
Между этими аспектами существует взаимосвязь. Если сеть централизованная, то при решении проблем и принятии решений члены команды взаимодействуют с одним сотрудников. Если сеть децентрализованная, то между членами команды существует свободное общение, каждый из них равной степени может обрабатывать информацию и все они вместе принимают согласованные решения.
При проведении экспериментов для исследования эффективности решения простых проблем в рамках централизованных коммуникаций была установлена их высокая продуктивность. В таких командах участники просто передавали лидеру имеющуюся у них информацию, а он уже самостоятельно принимал решение. Децентрализованные сети оказались более медлительными, потому что информация должна была охватить всех участников, пока у кого-то не сложится полная картина. Однако по мере усложнения проблем все более ярко проявляется преимущество децентрализованных сетей. В них информация циркулирует за счет интенсивных коммуникаций, а не концентрируется у одного человека. Соответственно, каждый из членов команды может принять активное участие в принятии решения. Аналогичным образом изменяется и точность принятия решений: на простых задачах меньше ошибок допускают централизованные сети, а на более сложных – децентрализованные.