Глобализация как ключевая мегатенденция
Глобализация – это происходящий в культурной, политической, религиозной и экономической сферах процесс всеобщей унификации и интеграции.
Глобализация проявляется в том, что во всем мире усиливается интеграция обществ и экономик. Глобализация как явление неизбежна. Страны становятся все более взаимосвязанным за счет активизации обмена:
- товарами,
- продуктами,
- услугами,
- знаниями,
- информацией,
- культурными ценностями.
Данный процесс начался давно, но в последние десятилетия темпы интеграции возросли. Это связано с достижениями в сфере технологий, средств связи, транспорта, науки и промышленности.
Глобализация способствует ускорению развития человечества, и в то же время выступает его следствием. К глобализации приходится приспосабливаться как людям, так и компаниям. Она создает трудности и проблемы. Поэтому многие страны стараются контролировать глобализацию, управлять происходящими изменениями.
Глобализация – предмет бурных споров. Критика последствий глобализации в первую очередь касается экономической интеграции. Проявления экономической интеграции связаны со смягчением странами ограничений на импорт, повышением открытости экономики для торговли и инвестиций. В таком случае развивающиеся страны рискуют получить негативные последствия: эксплуатации населения со стороны транснациональных корпораций, серьезную дестабилизацию. С другой стороны, имеются примеры эффективного использования глобализации для сокращения масштабов нищеты.
Для того, чтобы страны получали выгоды от глобализационных процессов, международное сообщество должно предпринимать меры по ликвидации диспропорций, возникающих в международной торговле, созданию справедливой системы распределения благ.
Глобализация рассматривается исследователями как мегатенденция. Это значит, что глобальные изменения происходят во всей окружающей людей действительности, влияют на человеческое общество в целом. Трансформируются технологии, система образования, культура, потребности. Мегатенденции приводят к формированию новых устремлений, мотивов, стереотипов поведения, стилей мышления, ценностных ориентаций и образа жизни.
Стратегические парадигмы развития менеджмента в условиях глобализации
Принципы управления организациями меняются под действием глобализационных процессов. Выделяют две парадигмы: старую и новую. Старая парадигма – это отражение концепции развития управления в прошлом, уже не соответствующая новой действительности. Новая парадигма сложилась в результате трансформации взглядов, концепций, установок руководителей. Новая парадигма характеризует изменения, происходящие в стратегическом менеджменте.
Если раньше пропагандировалось увеличение потребления любой ценой, то в последние годы становится все более популярным потребление на основе разумных потребностей. В развитых странах вектор сместился на экологичность потребления, максимизацию вторичного использования, уменьшение отходов.
В управлении персоналом раньше считалось, что люди должны отвечать требованиям рабочего места – теперь рабочие места формируют под требования людей.
На смену управлению «сверху вниз» пришло поощрение участия работников в управленческих процессах. Соперничество и агрессия сменились взаимовыгодным взаимодействием и кооперацией, работой в команде. В коллективах ликвидируется поляризация.
Утратил актуальность ориентир на борьбу за стабильность, акцент делается на изменения и развитие. Это касается всех аспектов жизнедеятельности.
В стратегическом менеджменте все большее значение приобретает качественный подход – количественный перестал удовлетворять потребности управленцев. Вообще возрастает роль долгосрочной эффективности (основы стратегического менеджмента) с одновременным ослаблением акцента на краткосрочное планирование.
Операции по мере возможностей децентрализуются, больше внимания уделяется анализу причин дисгармонии, рассмотрению объектов управления системно, в комплексе.
Факторы развития стратегического менеджмента
Внешняя среда, в которой развивается стратегический менеджмент, характеризуется следующими тенденциями:
- возникновение новых средств коммуникации, образование глобальной среды и единого информационного пространства. Растет предложение альтернатив по товарам и услугам, появляются потребители нового типа, выбирающие товары и услуги не в ближайшем магазине, а в сети Интернет,
- развитие глобальной конкурентной среды, аналоги которой в прошлом отсутствовали (доминируют транснациональные корпорации, границы рынков стираются),
- формирование сильно выраженных ответных реакций со стороны компаний (разрабатываются и внедряются новые средства и методы достижения лидерства и роста конкурентоспособности, интенсивно ищутся новые методы управления компаниями и человеческим капиталом, компании становятся самообучающимися),
- складывание новой культуры управления, основанной на интеллекте, переходе к партнерским отношениям в сетевой форме (от традиционных методов руководства),
- формирование новых критериев эффективности функционирования компаний, таких как фокусирование на индивидуальных клиентах, мобильность, способность предугадывать трансформации внешней среды и потребительских предпочтений,
- внедрение нового мощного инструментария менеджеров – дистанционного менеджмента, базирующегося на Интернете и телекоммуникациях. Это сводит к минимуму фактор географического расстояния,
- развиваются новые организационные структуры, происходит переход на распределенные сетевые структуры, которые дистанционно регулируются из стратегического центра (штаб-квартиры), но при этом осуществляют самопроектирование и саморазвитие,
- появляется новая разновидность человеческого капитала и трудовых ресурсов, характеризующаяся высокой степенью избирательности при выборе рабочего места.