Функции менеджмента
Менеджмент – это совокупность мер и действий, направленных на координацию деятельности сотрудников организации, с целью повышения эффективности ее работы.
Суть планирования деятельности организации заключается в следующих критериях:
- всестороннем анализе положения компании,
- обеспечении детализации основных целей организации и донесения этих целей до основных подразделений организации,
- согласовании сроков реализации по выполнению поставленных целей
- параллельно со сроками необходимо определить ресурсы, состав проекта и его участников,
- после определения с факторами проекта, необходимо распределить задания среди участников проекта,
- далее прорабатывается стратегия, разрабатывается и корректируется план и программа,
- обеспечивается возможность реализовать задание.
При помощи установленных функций менеджмента обеспечивается выполнение запланированных заданий. Для этого необходимо:
- определить состав участников и ресурсов,
- распределить задачи,
- обеспечить персонал всем необходимым для выполнения поставленных целей,
- скоординировать работу исполнителей,
- наладить взаимодействие.
Выполнение перечисленных задач осуществляется благодаря созданию организационной структуры.
Основная цель менеджмента – обеспечить рациональное использование времени, ресурсов и элементов производственного пространства для эффективного выполнения принятых плановых решений.
У менеджмента существует несколько функций: функция мотивации, контроля, координации. Остановимся на этих функциях подробнее.
Мотивационная функция. Данная функция направлена на побуждение сотрудников выполнять свою работу эффективно. Без должного уровня мотивации результат выполненного задания становится неудовлетворительным, или оно не выполняется совсем.
Функция контроля следит за уровнем эффективности выполнения остальных функций. Данная функция позволяет обнаруживать возникающие проблемы до критического момента, в том числе побуждает стимулировать успешную деятельность. Процесс контролирования позволяет произвести все необходимые корректировки.
Функция координации устанавливает коммуникации в работе всех звеньев организации. В качестве инструмента функция использует отчетность, средства коммуникации и другие формы связи.
Все перечисленные функции должны работать как единое целое и переплетаться друг с другом. Это поможет обеспечить эффективную работу менеджмента организации.
Критерии результативности менеджмента
Эффективность менеджмента определяется через эффективность основной деятельности компании.
Под основными критериями деятельности организации понимают:
- действенность – уровень достижения определенной цели,
- экономичность – уровень соотношения расходов ресурсов,
- качество – соответствие продукции указанным нормам,
- прибыль – соотношение между доходами и издержками,
- продуктивность – соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, которые соответствуют объему продукции,
- качество трудовой жизни – сюда относятся критерии, отвечающие за условия труда, в которых работают сотрудники,
- инновационная активность – использование и внедрение новшеств в деятельность организации.
Эффективный менеджмент и его признаки
Первый признак эффективного менеджмента носит название «лицом к покупателю». Данный признак выделяет два подхода: традиционный и подход «образцовых компаний». Пирамида традиционного подхода имеет три звена: вышестоящие руководство, руководство среднего звена и производство. Второй подход имеет в своем составе: потребителей, персонал, который непосредственно с ним сотрудничает, производственную, вспомогательную, управленческую функцию и высшее руководство.
Второй признак – это производительность человека. Данный признак рассматривает человека как источник идей, а не как подсобную силу. При этом учитываются лидеры, и очень важно отметить человека, даже если он таковым не являлся. Сотрудник очень чувствителен к поощрениям.
Третий признак называется «ориентация на действие». Цель этого признака - уметь принимать решение, пусть даже не совсем верное. Самое главное богатство этого признака - это опыт. Не важно, сколько раз принято неверное решение, главное умение заключается в возможности сделать правильные выводы.
Четвертый признак отвечает за атмосферу поиска. Крупные и конкурирующие компании на рынке отличаются своей децентрализацией, развитием и проявлением самостоятельности. Атмосфера признака поддерживается энтузиазмом и всей формой контактов между сотрудниками фирмы.
Пятый признак – ценностное руководство. Многие крупные компании имеют свои лозунги и историю. Это очень важно, так как укрепляет ценности компании и развивает культуру. Чем сильнее развита культура компании, тем больше она ориентирована на рынок.
Шестой признак – верность собственному делу. Признак отвечает за диверсификацию, которая должна быть разборчивой для усиления стратегии компании.
Седьмой признак - простота формы, скромный штат управления. Внутренне управление должно отличаться простой исполнения.
Последний признак посвящен сильным лидерам. Ценности сильных компаний в сильных лидерах.
Эффективный менеджмент основан на системном подходе и должен учитывать все взаимосвязанные элементы. К взаимосвязанным элементам относят: стратегию, ценности, структуру, систему, стиль, состав компании, навык.
Под совместными ценностями понимают культуру организации. Стратегия – это основные цели, которые ставит организация. Структура определяет состав организации. Благодаря структуре происходит корректное распределение обязанностей в компании. В систему включены правила и процедуры. Стиль определяет коллегиальность в управлении и стиль управления организацией. Состав работников основан на социально-психологических аспектах, подборе и мотивации. Сумма навыков – система, отвечающая за профессиональную подготовку.