Общая характеристика решений в методологии управления
Функции решений в методологии управления – это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчиненных общей цели управления.
Решения являются центральным моментом в процессе управления. По сути, профессия менеджера базируется на принятии решений. Если рассматривать принятие решения в узком смысле, оно представляет собой выбор из нескольких альтернатив. В более широком смысле оно включает в себя и планирование (подготовку решения). При осуществлении перспективного планирования определяются основополагающие моменты (что делать?), а затем в ходе реализации других функций управления – организации, координации, мотивации – принимаются различные решения в узком смысле (как делать?). Однако эта граница в значительной степени условна.
Существует дискуссионность в оценке места принятия решений в управлении:
- одни считают, что принятие решений – это функция менеджмента,
- другие причисляют принятие решений к связующим процессам (по аналогии с процессом коммуникации, который позволяет получать и передавать управленческую информацию).
Под связующим процессом понимаются действия, которые связывают в единый процесс управления основные управленческие функции.
Особая роль принятия решений в ходе управленческих процессов определяется тем, что оно необходимо и осуществляется в рамках всех управленческих функций. Каждая управленческая функция сопряжена с разработкой возможных вариантов решения и выбора лучшей альтернативы:
- в ходе планирования нужно принимать плановые решения,
- в ходе организации – организационные,
- в ходе регулирования – оперативные.
Образно выражаясь, принятие решений играет для функций управления такую же роль, как словарь и грамматика для языка.
Итак, в целом принятие решений является процессом, начало которого связано с возникновением проблемной ситуации, а окончание – с выбором действий, направленных на устранение этой проблемной ситуации.
Под проблемой в практике менеджмента понимают имеющийся или ожидаемый разрыв между желаемым и фактическим состояниями системы.
Итак, импульсом управленческого решения является необходимость полностью снять проблему или хотя бы снизить ее остроту.
Управленческое решение может быть охарактеризовано по-разному:
- как план устранения проблемы,
- как обдуманный вывод о том, что необходимо осуществить некие действия (или напротив – воздержаться от их осуществления), связанные с достижением организацией целей или преодолением проблем,
- результат прогнозирования, анализа, экономического обоснования, оптимизации и выбора предпочтительно альтернативы из перечня доступных вариантов (способов, целей, оборудования, сотрудников и т.д.).
Этапы и условия принятия решений
Принятием решения называется выбор альтернативы, позволяющей достичь целей организации, который производит руководитель в пределах своей компетенции и должностных полномочий.
Перед тем, как производится собственно принятие управленческого решения, необходимо осуществить разработку управленческого решения, в которую входят прогнозирование, анализ, формирование, оптимизация, экономическое обоснование множества альтернатив, допустимых для достижения поставленных целей.
Укрупненно в процессе принятия решений можно выделить следующие этапы:
- Постановка задачи – ради чего принимается решение, какие проблемы оно призвано решить, какие будут показатели успеха,
- Формирование вариантов решения. Список альтернатив должен быть достаточно полным (чтобы не упустить потенциально оптимальное решение), но не нужно его намеренно раздувать за счет заведомо нереализуемых или неэффективных вариантов,
- Выбор оптимального решения (из сформированного ранее списка альтернатив).
Необходимые условия принятия решения:
Наличие цели,
Наличие альтернатив (если имеется только один способ достичь цели, то нет необходимости принимать решение – достаточно просто его реализовать),
Наличие факторов-ограничений по таким параметрам, как:
- экономические ресурсы (финансы, время, производственные возможности, трудовые ресурсы),
- технические условия или требования (вес, прочность, габариты, дизайн, надежность, точность и другие характеристики объектов),
- нравственно-этические и социальные требования.
Итак, менеджер сталкивается с задачей принятия решения, если имеется цель, возможные способы ее достижения и набор ограничений.
Функции управленческих решений
Функции управленческих решений тесно связаны с задачами, которые возникают перед менеджером. Разрабатывая управленческое решение, ориентированное на конкретную проблему, менеджер должен найти ответы на ряд вопросов:
- для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
- что делать (какие новые потребности удовлетворять, либо на каком новом качественном уровне удовлетворять старые потребности);
- как делать (какую технологию использовать);
- с какими затратами делать;
- в каком объеме делать;
- в какие сроки делать;
- где делать (в каком месте, в каком производственном помещении и т.д.);
- кому поставлять товар и по какой цене;
- что получат инвестор, производитель, потребитель и общество в целом.
В общем случае на эффективность управления влияют следующие ключевые факторы:
- качество принятого решения,
- качество его реализации (внедрения).
Ключевым признается качество принятого решения. Если решение принято неэффективно, его реализация (даже проведенная на высшем уровне) не позволит добиться поставленной цели. Поэтому процессы выработки управленческих решений и их принятия выступают «узким местом», наиболее чувствительным по отношению даже к небольшим изменениям в выборе пути деятельности. Повышению качества принятия решений способствует использование компьютерной техники, а препятствует – рост сложности и неопределенности информации.