Системные процессы жизнедеятельности организации сферы культуры
Согласно принципам системного подхода анализ деятельности любой системы предполагает наличие продукта на «выходе», различных процессов «входа», процессов «преобразования». Для организаций сферы искусства содержание данных процессов имеет свою специфику:
- «Выход» - это все то, что можно объединить понятием «культурное благо». Культурными благами являются объекты материального и нематериального культурного наследия, в том числе хранящиеся в музейном, архивном и библиотечном фондах и выставляемых на обозрение общественности.
- «Вход»: почти все организации искусства – это государственные и муниципальные учреждения. По этой причине, а также ввиду некоммерческого характера деятельности таких организаций государству приходиться брать на себя существенную долю их финансирования. На «входе» организация от государства безвозмездно получает различные ресурсы: финансовые, кадровые и материальные. Другой источник финансирования - это доход от осуществления от собственной деятельности: выручка от продажи билетов, сувениров, доходы от буфета или кафе учреждения культуры, от сдачи в аренду помещений и т.д.). Третий источник финансирования – различные формы спонсорства и благотворители.
- «Преобразование». Степень жизнеспособности учреждения искусства определяется в первую очередь качественным состоянием его культурного ядра (художественного коллектива, фонда культурного наследия и пр.). Творческий потенциал этого ядра является главной пружиной деятельности организации в целом. Чем ядро ценнее — тем будет весомее репутация организации, значит тем больше шансов для менеджера обеспечить данной организации устойчивость положения во внешней среде.
Внешний менеджмент организации сферы искусства
Некоммерческий характер деятельности организации сферы искусства подразумевает значительную взаимосвязь с окружающей средой и открытость системы по сравнению с организациями коммерческого типа.
Управление организацией сферы искусства условно можно разделить на внутренний и внешний менеджмент. В процессе внутреннего менеджмента реализуются общие функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Сущность данных функций одинакова для всех организаций, однако их содержание всего индивидуально.
Различия в менеджменте коммерческой и некоммерческой организации заключаются в различии функций внешнего менеджмента:
- характер связей с потребителем. Коммерческие предприятия производят материальные блага, а потребитель, их приобретая, приносит доход в материальном выражении. Организация сферы искусства предлагает потребителям нематериальное благо взамен нематериального дохода.
- для построения взаимосвязи «учреждение — публика» менеджменту необходимо выстроить организационную подсистему, включающую комплекс маркетинга, связи с общественностью, воспитание аудитории. Подобным образом маркетинговую систему строит и коммерческая организация, однако характер таких функций значительно отличается от аналогичных функций, выполняемых некоммерческой организацией.
- особое влияние государства на сферу искусства, тогда как для коммерческих организаций государственное влияние ограничивается требованием соблюдения нормативно-правовых актов.
- существенное влияние общественности на организации сферы искусства.
Проблемы оценки эффективности менеджмента в сфере культуры и искусства
Вопросы оценки эффективности менеджмента организаций сферы искусства все более актуальны по причине дефицита бюджетных средств, выделяемых государством. Чтобы рационально использовать бюджетные средства перед государством стоит задача сформировать систему независимой оценки качества работы организаций сферы искусства.
Сегодня на различных уровнях управления искусством продолжается работа в части выработки системы целевых показателей, которые бы позволили объективно оценить работу организаций сферы искусства и эффективность управления ими. По сути, каждый их этих показателей характеризует одну из сторон измерения эффективности менеджмента некоммерческой организации—результативность и демонстрирует то, насколько полученный результат соответствует поставленным целям.