Немного о моделях менеджмента
В настоящее время существует всего три управленческие модели. Они существенно отличаются между собой. В каждой из моделей можно выделить положительные и отрицательные особенности. Именно данные особенности отличают их друг от друга. Их Названия частично раскрывают их сущность. Рассмотрим данные модели более подробно.
Управление связано с национальными и культурными особенностями той страны, в которой оно воспроизводится. Помимо этого, существенное влияние оказывают уровень социально — экономического развития населения, общий уровень культуры, ресурсным потенциалом, этническими особенностями. Модели управления могут формироваться в тех странах, где существует значительный практический и теоретический опыт управления.
Ключевые модели менеджмента
- Японская модель управления
- Модель управления, основанная на маркетинге
- Американская управленческая модель
Модели классического управления являются привлекательными для любого представителя бизнеса. Каждый руководитель старается найти оптимальные пути управления предприятием, снизить текущие затраты и получить максимальную прибыль.
Каждая модель управления может содержать в себе классические принципы управления предприятием, цель, задачи, стратегический план, коллективные ценности, мотивацию и опыт. Руководитель может оценить ресурсы предприятия и воспользоваться уже существующими вариантами или разработать собственный, подходящий для его предприятия. Рассмотрим каждую модель более подробно.
Американская модель классического управления
Американский менеджмент довольно суров и критичен. Внутренняя политика сохранилась со времен становления первого предприятия Америки. Для ранних предприятий данной страны характерен трестовый стиль управления. Новые предприятия придерживаются данного стиля и часто отказываются от самостоятельных решений. Помимо этого, для данных фирм характерна жесткая иерархия и субординация.
Особенности американской модели управления
- Индивидуальная ответственность каждого сотрудника
- Каждый сотрудник стремится к снижению издержек
- Присутствует четкая системность
Американская модель управления подходит для авторитарных руководителей, которые подбирают сотрудников под конкретный вид работ. Сотрудники, в данном случае, воспринимаются как ресурс, их мнение не учитывается. Любое нарушение четко фиксируется и наказывается штрафом. Рассмотрим японскую модель управления.
Японская модель управления
Японская модель управления существенно отличается от предыдущей рассмотренной модели. Японская модель управления была создана и адаптирована специально для предприятий данной страны, учитывает ее особенности. Ключевым аспектом данной модели является ориентация на технологические инновации и нововведения. В отличие от американской модели управления, японцы используют механизм пожизненного трудоустройства. Сотрудник нанимается на определенное место работы и трудится там эффективно и качественно. Переходы на другие места не поощряются.
Руководители японский предприятий стараются адаптировать внутреннее пространство для работников. Нужно чтобы им было удобно и комфортно. Одержимость и преданность своей работе привела к тому, что работа стала местом повседневной жизни каждого работника Японии. Оценивается трудовой стаж и вклад в работу. Процесс труда становится непрерывным.
Недостатком данной модели является то, что она очень специфична и адаптирована только для Японии. Страны с другим менталитетом, скорее всего, не примут такую модель в классическом виде. Несмотря на это, данная модель очень популярна среди руководителей. Они принимают ее с некоторой долей коррекции.
Маркетинговая модель управления
Маркетинговая модель управления наиболее популярна среди представленных. Ее сущность заключается в том, что предприятие воспринимается как живой организм, а ее сотрудники как самостоятельные личности. Креатив и свободное мышление коллектива делают предприятие интересным для потребителей и партнеров. Потребители — цель, суть, интерес и ключевой ресурс таких предприятий. Для того, чтобы управлять такой фирмой, руководитель должен обладать очень большим опытом и знаниями в менеджменте.