Понятие финансового менеджмента в деятельности банка
Финансовый менеджмент — это деятельность предприятия, направленная на управление финансами, что подразумевает использование различных приемов, методов и средств для повышения доходности и минимизации рисков.
Цель финансового менеджмента — получить максимальную финансовую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.
Основным видом деятельности банка является обмен. Банк не производит материального товара, этим он отличается от промышленного предприятия. Также он не торгует таким товаром, не покупает и не продает, и тем отличается от торгового предприятия.
Основные функции банка сводятся к следующему:
- собирание, аккумулирование временно свободных, неработающих, денежных средств,
- перераспределение (путем, например, выдачи кредитов) денежных средств и превращение их таким образом в работающий капитал,
- регулирование денежного оборота.
Банк работает, в основном, с помощью заемных средств, получая в процессе своего функционирования вознаграждение в виде ссудного процента, различного вида комиссий и т.д. Его прибыль, следовательно, зависит в большой степени от оптимизации денежных потоков.
Денежный поток - это совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств в результате реализации какого-либо проекта или функционирования того или иного вида активов.
Задачи и порядок осуществления финансового менеджмента при управлении денежными потоками
Задачи финансового менеджмента при управлении денежными потоками можно сформулировать так:
- сбор достоверной информации о движении денежных средств и ее анализ,
- обеспечение эффективности использования денежных средств, находящихся в распоряжении банка, т.е. своевременное и надежное их инвестирование,
- обеспечение ликвидности, т.е. в пределах определенного временного интервала отрицательные и положительные денежные потоки должны быть синхронизированы,
- поддержание сбалансированности, т.е. оптимального распределения потоков по различным их видам, временным интервалам и другим важным свойствам.
Решение рассмотренных задач обеспечивается всем процессом управления, который состоит из следующих этапов:
- планирование,
- прогнозирование,
- анализ,
- организационные мероприятия,
- регулирование,
- координация,
- стимулирование,
- контроль.
Планирование определяет пути развития банка как на долгосрочную перспективу, так и на ближайшее время. Планирование позволяет ставить цели и находить пути их достижения, учитывая сложившуюся на рынке ситуацию.
Прогнозирование позволяет составлять альтернативные модели развития банка на долгосрочную перспективу с учетом разных вариантов изменения внешних факторов, влияющих на работу предприятия. Такие прогнозы позволяют быть готовыми к возникающим изменениям и оперативно на них реагировать.
Анализ позволяет оценить как деятельность банка в целом, так и отдельных его подразделений, доходность тех или иных операций, неиспользованные ресурсы, недостатки планирования. По результатам анализа финансовый менеджер может скорректировать планы.
Организационные мероприятия начинаются прежде всего с создания органов управления, установления взаимосвязей между структурными подразделениями банка, разработка и постоянное совершенствование норм и методик.
Регулирование в банковской сфере имеет важную особенность. Являясь, с одной стороны, коммерческим предприятием, имеющим цель получение прибыли, с другой стороны, банк является предприятием общественно важным, поскольку аккумулирует и хранит средства большого количества предприятий и частных лиц. Поэтому важную роль в регулировании банковской сферы играет государство, ограничивающее многие параметры, устанавливающее нормативы. Однако же своя роль есть и у внутреннего регулирования, обеспечивающего устойчивое состояние всей системы, соответствие ее развития ранее разработанным планам.
Координация позволяет согласовать работу всех звеньев финансовой системы, начиная от управленческих структур и заканчивая работниками самых разных подразделений.
Стимулирование повышает мотивацию сотрудников финансового менеджмента, побуждая их к заинтересованности в результатах своего труда.
Контроль – это часть работы финансового менеджера, в процессе которой проверяется исполнение планов и достижение заданных результатов.
Риск-менеджмент как неотъемлемая часть управления банковской деятельностью
Поскольку банк, опираясь на заемные средства, снабжает капиталом хозяйствующие субъекты, то важнейшей задачей является управление рисками.
Риски можно разделить на две категории: финансовые, т.е. поддающиеся количественной оценке (например, кредитный) и не поддающиеся – репутационные, юридические.
Суть управления первыми – это их оптимизация. Если банк занимается кредитной деятельностью, а это его суть, то непременно рискует. Кредитные средства могут быть не возвращены или обесценены в результате изменения рыночной ситуации. Поэтому следует повысить доходность до уровня, который позволил бы не остаться в проигрыше при заданном уровне риска, либо снизить допустимый риск, чтобы получить нужную доходность.
Суть управления рисками, не поддающимися количественной оценке – это их минимизация.
Современные технические средства финансового менеджера
В настоящее время любой менеджмент, и финансовый в том числе, невозможен без информационных компьютерных технологий. Так, современное крупное предприятие не может обойтись без системы ERP.
Эта система (в переводе – планирование ресурсов предприятия) представляет собой интеграцию различных модулей, предназначенных каждый для автоматизации своего бизнес-процесса, в единое информационное поле.
Таким образом аналитик может получить взаимосвязанную информацию обо всем предприятии в реальном времени, оперативно внести корректировки в планирование и регулирование.