Федор Дунаевский (1887-1960) – ученый, работавший директором Всеукраинского института труда, специалист по управленческим решениям и механизмам их принятия на высшем уровне руководства. Занимался вопросами контроля в управлении, проблемами демократического и автократического стиля руководства, улучшения и развития структуры организации, психологией управления.
Специфика управления в 20-е гг. ХХ века
На заре Советской эпохи поощрялись различные инновационные общественные идеи, поэтому 20-е гг. считаются интересным периодом становления менеджмента. Создавались концепции и разрабатывались практические приемы, которые могли сравниться с лучшими методами менеджмента за рубежом.
Самые крупные школы, занимающиеся вопросами организации труда, находились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Таганроге. Школа научного управления в Харькове являлась одной из самых самобытных. Она появилась во Всеукраинском институте труда под руководством Дунаевского.
Больше всего в Харьковской школе исследовались проблемы дисциплины и рационализации трудовых процессов. Это было связано с падением качества продукции в промышленности в 20-е гг., снижением уровня дисциплины во многих коллективах, возникновением простоев оборудования, ростом числа прогулов.
Концепции Дунаевского
Дунаевский рассматривал процесс производства с точки зрения социализации. Поэтому улучшение организационной структуры и методов управления понимались им с тех же позиций.
В качестве критерия грамотной организации Дунаевский выбрал понятие продуктивности, ориентированное на наилучшее использование квалификации персонала (т.е., с точки зрения социальной, а не производственной эффективности).
Он предлагал продвигать наиболее способных сотрудников, а подбор персонала контролировать от самых нижних должностей до высшего руководства. По концепции Дунаевского, принцип продуктивности отличается от понятия рациональности именно с социологической точки зрения.
Кроме того, Дунаевский вывел три этапа организационного процесса:
- Инициация, т.е., первые реально ощутимые действия по реализации проекта.
- Ординация, т.е., время для корректировки действий управленческого персонала до уровня отлаженной работы.
- Администрация, т.е., работа для решения оперативных проблем управленческого характера в данной организационной системе.
В зависимости от этапов, он выводил классификацию организационных функций: починные, устроительные и распорядительные. Дунаевский считал, что мало просто отдать распоряжение, руководитель должен проконтролировать его исполнение и обеспечить благоприятные для этого условия.
Дунаевский стремился сделать управленческие решения более обоснованными, поэтому во время работы в институте придавал большое значение анализу приказов, отчетов и другой поступающей управленческой информации.
Кроме того, он разработал концепцию «административной емкости», которая заключалась в том, что один руководитель может управлять только определенным числом подчиненных. Чтобы увеличить «административную емкость», он предлагал совершенствовать методы управления, передавать машинам часть рутинной работы, автоматизировать управленческие процессы.
Дунаевский был одним из первых в Советском Союзе, кто ратовал за формирование отдельной научной сферы в области управления. Он предполагал, что она будет основываться на двух важных опорах: рациональной системе учета и теории распоряжения.