Понятие этики в современном управлении
Этика в современном управлении – это совокупность правил и принципов, определяющих правильное и неправильное поведение.
В процессе принятия управленческих решений менеджеры должны учитывать влияние на окружающих – это и есть этический аспект управления.
Этика вообще является одной из древнейших наук. Она возникла в составе философии в эпоху рабовладения. Этика представляет собой большую и значимую часть общечеловеческой культуры, морали, нравственности, сформированной всеми народами на протяжении веков их развития в соответствии с представлениями о справедливости, добре, человечности (в сфере моральной культуры), а также о порядке, красоте, благоустройстве и целесообразности (в сфере материальной культуры).
Долгое время этика относилась к практической части философии. Сейчас выделяют два направления:
- теоретическая этика, изучающая вопросы сущности и происхождения морали, выясняющая ее место в системе человеческих отношений, обосновывающая структуру и форму нравственного сознания,
- нормативная этика, имеющая своим предметом то, что способствует поиску ответа на вопрос «как следует поступать человеку, основываясь на принципах морали».
Оба направления в совокупности образуют отрасль научного знания, предмет которой – учение о морали, ее развитии, социальных, психологических и экономических механизмах функционирования.
Итак, в основе предмета этики лежит учение о природе морали – особого социального явления, и о ее роли в общественной жизни. Руководителям это знание нужно при осуществлении процесса управления, поскольку оно помогает придать действиям сотрудников целевой нравственный характер.
Этика сохраняет свой статус философской науки, но в то же время приобретает роль жизненной позиции как отдельных членов общества, так и социума в целом. Она помогает изучить нравственное значение характеров, мотивов, действий.
В последние годы большое внимание уделяется этике деловых отношений, управления и бизнеса. Она ориентирована на повышение уровня культуры указанных отношений через анализ связей деловых партнеров, толкование нравственных оценок причин успехов и поражений в определенной сфере деятельности – например, управленческой или коммерческой. Главной причиной возникновения интереса к этике менеджмента стал суммарный вред, наносимый неэтичным, нечестным деловым поведением, превышение этого вреда над получаемой от такого поведения групповой или индивидуальной выгодой.
Современное управление имеет мощную научную базу, включающую различные прикладные и теоретические отрасли знаний. Должное место среди них отводится этике как специальной научно-теоретической дисциплине и нормативно-прикладной области знаний, способной профессионально вооружить организаторов предприятий.
Общепризнано, что вопросы деловой этики и социальной ответственности бизнеса должны беспокоить руководителей не меньше, чем вопросы эффективной организации производства. Не вызывает сомнений, что бизнес играет и будет играть в дальнейшем активную общественную роль.
Подходы к этике в современном управлении
Современные специалисты выделяют четыре подхода к проблеме этики в управлении:
- Утилитарный подход. Этот подход наиболее распространен в практике ведения бизнеса. В соответствии с ним принятие решений производится исключительно исходя из оценки их последствий или будущих результатов. В утилитарной теории к принятию этических решений применяют количественный метод. В этом случае цель состоит в достижении максимальных благ для большинства. К примеру, в соответствии с этим подходом сокращение 20% работников признается оправданным, поскольку позволяет повысить рентабельность организации, сделать более надежным положение оставшихся 80% работников, а также реализовать интересы акционеров по получению более высокой прибыли. С одной стороны, утилитарный подход способствует повышению эффективности, а с другой – таит в себе риск перекосов при распределении ресурсов, особенно если заинтересованные стороны недостаточно представлены среди голосующих,
- Правовой подход. Он базируется на защите и уважении индивидуальных свобод и прав. Во внимание принимаются такие права, как право на свободу совести, личную жизнь, свободу слова, надлежащее рассмотрение исков. Так, например, если работники заявляют о нарушении работодателями их прав, должна обеспечиваться свобода слова. Такая точка зрения способствует защите индивидуальных прав, но, с другой стороны, может препятствовать повышению эффективности организации в целом за счет смещения акцентов в работе с повышения производительности на юридическую защиту прав отдельных индивидов,
- Подход на основе теории справедливости. В соответствии с ним перед управленческим персоналом стоит задача установить максимально справедливые правила и обеспечить их беспристрастное применение. Преимуществом этого подхода является защита интересов тех групп, которые недостаточно представлены в структурах власти или имеют небольшие полномочия. Недостаток состоит в вероятности отказа работников от принятия на себя рисков, проявления инициативы и внедрения нововведений,
- Теория интеграции социальных контрактов. Это самый современный из подходов. Он предусматривает интеграцию нормативных (как должно быть) и эмпирических (как есть) факторов. В этом подходе объединяются общий социальный контракт (который определяет ключевые правила бизнеса и заключается между субъектами экономических правоотношений) и более конкретизированный контракт (которые определяет приемлемые способы поведения на локальном уровне, между конкретными представителями местного сообщества). Отличием этого подхода к деловой этики является то, что он предполагает учет менеджерами локальных (для отрасли промышленности, корпорации или территории) этических норм при оценке «правильности» и «неправильности» решений.