Специфика определения эффективности
В общем менеджменте принято различать общую эффективность, социальную, социально-экономическую и чисто экономическую эффективность. Общая эффективность является социально-экономической категорией, которая характеризует результативность менеджмента в организации, исходя из качества принятых управленческих решений, степени использования материальных ресурсов, распределения финансов, инвестиций, качества труда персонала и т.д.
Социальная эффективность показывает результативность управления в социальной сфере внутри и вне организации. Она характеризует степень использования возможностей персонала в целом и каждого из работников в отдельности, общий уровень творческих способностей, уровень квалификации, успех в решении социальных задач по развитию потенциала коллектива. Также социальная эффективность служит индикатором степени удовлетворенности потребителей, заказчиков теми товарами и услугами, которые производит организация.
Экономическая эффективность показывает экономическую сущность принятых управленческих решений. Она исследует экономические показатели организации с точки зрения системного подхода (схемы взаимодействия ресурсов внутри организации, как они влияют на продукцию). Производится анализ прибыли и издержек, которые отражают значение конкретных показателей в разных сферах деятельности организации.
Основные факторы эффективности – стратегия и качественные особенности внутренней среды, которые обеспечивают функционирование и развитие организации. Для крупных и небольших организаций факторы эффективности могут быть разными, так как каждая организация ориентируется на разные цели, имеет свою миссию для удовлетворения потребностей, обладает разным количеством ресурсов, гибкостью, конкурентоспособностью, долей рынка и т.д.
Критерии оценки эффективности менеджмента по конечным результатам или промежуточным итогам работы не всегда можно представить в количественных показателях.
Также оценка эффективности зависит от ситуации на рынке. Если внешняя среда характеризуется сильным экономическим кризисом, то основной задачей менеджмента будет не получение прибыли и ее максимизация, а больше – выживание на рынке, избежание банкротства. В данном случае основным фактором оценки эффективности будет снижение потерь.
В условиях относительно стабильной внешней среды оценка эффективности производится по разным количественным критериям, в зависимости от целей и задач организации.
Количественные критерии оценки эффективности
Для оценки общей эффективности используются обобщенные показатели. Существуют также частные показатели, их достаточно много: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капитальных вложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность, соотношение увеличения заработной платы и производительности и т.д.
Обобщающими показателями для социальной эффективности могут служить степень выполнения заказов, доля продаж на рынке, доля управленческих решений, принятых по рекомендациям работников, количество работников, привлеченных к принятию управленческих решений и т.д. Частными показателями социальной эффективности могут быть: своевременность и объем выполнения заказа; дополнительный сервис; послепродажное обслуживание; степень технической оснащенности управления; текучесть кадров; квалификация работников и т.д.
Количественные показатели экономической эффективности менеджмента:
-
Обобщающий показатель:
Эу = Д/З, где:
Эу – эффективность управления;
Д – доходы организации;
З – затраты на содержание аппарата управления.
-
Частные показатели: доля расходов на управление в общей сумме затрат; доля численности аппарата управления в общей численности персонала и т.д.
Классический метод расчета экономической эффективности включает в себя отношение прибыли к затратам. Если такой метод применяется к оценке работы управления в организации, прямая оценка невозможна. Здесь применяется косвенная оценка, которая включает удельный вклад работников в итоговые показатели деятельности менеджмента, которые выражаются в конечном результате деятельности организации.
Основной показатель сравнительной оценки эффективности управления определяется по формуле:
Эу = Ру/Уу, где:
Эу – эффективность управления;
Ру – результат управления;
Уу – удельные затраты на управление.
Так как оценка эффективности именно управления в организации является сложной, целесообразно применять оценку эффективности отдельных мер, а не менеджмента в организации в целом.
Наиболее частым вариантом оценки эффективности отдельных мероприятий является расчет годового экономического эффекта от реализации мероприятия, а затем сравнение эффекта с затратами.
Коэффициент эффективности совершенствования управления определяется по формуле:
Кэ = Эг/Зу, где:
Кэ – коэффициент эффективности;
Эг – годовой экономический эффект от мероприятий;
Зу – затраты на мероприятие по совершенствованию управления.
Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:
Эг = С - Зу×Ен, где:
Эг – годовой экономический эффект;
С – годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
Зу – затраты на мероприятие по совершенствованию управления;
Ен – отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Экономическая оценка эффективности конкретных мероприятий по улучшению системы управления помогает улучшить функционирование организации, обеспечить конкурентоспособность. Особенно это актуально в сложных социально-экономических ситуациях, которые часто возникают из внешней среды организации.
Рассмотренные методы являются неполным перечнем критериев оценки эффективности. Выбор метода обуславливается ситуацией, профессионализмом менеджеров, опытом и теми показателями, по которым необходимо провести оценку.