Появление эдхократических организаций
Эдхократическая организация – это «организация будущего», характеризующаяся ориентацией на сложные и нестандартные работы, быстроменяющиеся и трудноопределимые структуры, а также построением власти на основе компетенций и знаний, а не позиции в иерархии.
Конец XX-начало XXI века стали эрой вступления человечества в новую стадию общественного развития – построение постиндустриального информационного общества. Оно зародилось в недрах индустриального общества в 1920-е, стало развиваться с появлением электронных вычислительных машин в середине века (в 1950-е стали говорить о том, что информация становится важнейшим товаром, наступает цифровая экономика). Уже в 1980-х наиболее развитые в экономическом и социальном плане страны уже поднялись на первую ступень информационного общества.
А. Тофлер в книге «Третья волна» привел типологию цивилизаций, в соответствии с которой:
- социотехническая революция, происходящая в современных условиях, является информационно-компьютерной,
- тип цивилизации, соответствующий этой революции – информационное общество.
Формирование нового общества приводит к изменениям во многих сферах:
- материального производства,
- мировоззрения,
- быта,
- искусства и культуры,
- образования.
Трансформируются не только формы, но и содержание деятельности. Информационное общество предъявляет специфические требования к разделению и объединению работ в организациях, к проектированию их структуры. Меняется сам принцип:
- для доинформационного общества достаточно, чтобы каждый знал и умел столько, чтобы суммарно все знали и умели всё,
- в информационном обществе требуется, чтобы каждый знал и умел во всех сферах столько, чтобы во взаимодействии с другими быть независимым.
Уровень информатизации внеорганизационного окружения определяется следующими факторами:
- каждый отдельный индивид или организованная группа в любой момент времени и из любого места могут свободно через автоматизированные системы коммуникации получить доступ к требующейся им информации,
- каждый отдельный индивид или организованная группа обладают навыками использования современных информационных технологий в целях решения задач, стоящих непосредственно перед ними,
- каждый отдельный индивид или организованная группа, а также общество в целом обладают необходимыми техническими средствами, инфраструктурой и социальной базой для производства и воспроизводства нужной информации.
За счет развития информации была разрушена замкнутость организаций. Те из них, которые опирались на обеспечивающие качество структуры (механистические и корпоративные), стали малоэффективными. Производитель существенно сблизился с потребителем. В свою очередь, это заставило производителей повысить оперативность реагирования на изменение требований, а также качество удовлетворения потребностей. Структуры организации стали определяться конкретными рынками. Одним из путей развития организаций в этом направлении стало формирование эдхократических организаций.
Свойства эдхократических организаций
Достаточно трудно ответить на вопросы эволюции организаций:
- какими станут организации будущего?
- как они должны проектироваться?
- на основании чего должно проводиться объединение и деление работ в них?
Уже сегодня в наиболее прогрессивных сферах – в быстрорастущих отраслях, в областях высоких технологии – начали появляться организации с признаками «организации будущего». Они получили название «эдхократические» (от английского adhocracy).
Эдхократия – это одновременно и управленческий стиль, и дизайн организации. Наивысшей ценностью в таких организациях является компетентность. Основу контроля в управлении составляет установление напряженных целей, а средства их достижения выбирают исполнители самостоятельно. У каждого индивида есть непосредственная ответственность за свои действия, а вознаграждение получает добивающийся успеха. Сильное давление, действующее на члена эдхократической организации извне, частично ослабляется за счет создающей чувство общности групповой работы. Риски и вознаграждения делятся между участниками организации.
В эдхократических организациях формальности минимизированы. Это касается разных вопросов:
- иерархии во властной структуре,
- помещений и рабочих условий,
- льгот,
- дресс-кода и т.д.
Для эдхократических организаций типичен высокий уровень свободы в действиях сотрудников, а ее высшая точка – умение самостоятельно решить возникающие проблемы и качественное выполнение работы.
Ключевые элементы эдхократического дизайна:
- работа в сфере высоких или сложных технологий, требующая творческого подхода, эффективного взаимодействия (групповые взаимосвязи работ) и инновационности,
- все сотрудники – квалифицированные эксперты в своей работе, умеют высокоэффективно коммуницировать между собой и выполнять сложные производственные операции,
- у структуры органическая основа, она сама не имеет четкого определения, преобладают горизонтальные неформальные связи. Иерархия постоянно трансформируется. Многие менеджеры не имеют жесткой привязки к одной работе,
- власть и право принятия решений базируются на знаниях эксперта, а осуществление финансового контроля производится сверху,
- в основе системы вознаграждения лежат экспертные знания, вклад работников, его компетенции и степень участия в работе коллектива. У вознаграждения групповой характер.
Этот дизайн наиболее пригоден для следующих областей:
- консультационно-нововведенческая,
- электронно-компьютерная,
- исследовательская,
- медицинская,
- опытно-конструкторская и т.д.
Модель эдхократической организации может быть представлена как совокупность концентрических окружностей. Здесь нет начала в одной точке, от которой можно двигаться вверх или вниз до конечной точки. Есть центральная точка отсчета, от которой организация расходится радиально.