Первые исследования Джозефа Джурана в сфере МК
На современном этапе в понятие «качество» в менеджменте вкладывается комплекс предметов и процессов, состоящий из качества продукции, качества процесса, качества технологии, качества управления и др. Менеджмент качества можно назвать консолидированной системой управления качеством, функционирующей таким образом, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную работу организации.
Яркой личностью, известной как один из первых исследователей и разработчиков технологий управления качеством, является Джозеф Джуран. «Триада качества», метод, авторство которого принадлежит Джозефу Джурану, представляет собой цикл работ по планированию качества, контролю качества и совершенствованию качества. С его именем также связана разработка концепции CWQM (company/wide quality management) – корпоративный менеджмент качества. Исследования и разработки Джозефа Джурана в прикладной науке представляют собой очередную ступень созревания менеджмента качества.
Джозеф Джуран родился в Румынии, в 1904 году, в 1912 году местом его жительства стал штат Миннесота. Гениальный человек, талант, в математических науках которого проявлялся с раннего возраста, он в 16 лет уже получил высшее образование в университете Миннесоты. А в 1925 году ему была присвоена степень бакалавра в области электрической инженерии. В это время он начинает работать в инспекторском подразделении завода Хоторн в Чикаго.
Самые значительные разработки Дж. Джурана в области МК
Исследования Джозефа Джурана причин образования дефектов в продукции и производственных процессах, выявили, что 80% проблем в области качества возникают по причине неэффективной организации производства и производственных процессов. Джозеф Джуран был первым исследователем, который в своих умозаключениях применил принцип Парето и определил приоритетность управленческих действий, то есть постановку акцента на наиболее важных проблемах, из спектра существующих и концентрация ресурсов организации на их решении. Он также был первым в области менеджмента, кто аргументировал необходимость перехода от простого контроля над качеством к управлению качеством. Простой с первого взгляда алгоритм качества, названный «триадой качества» Джозефа Джурана является мощным инструментом в процессах управления качеством в организации, причем, независимо от ее масштаба или сферы деятельности.
Триада качества и спираль качества
Принцип «триады качества», то есть непрерывного взаимодействия трех достаточно простых, но чрезвычайно важных процессов: планирования качества – контроля качества – совершенствования качества, был определен Джозефом Джураном в книге «Руководство по управлению качеством» (1951), которая до сей поры является настольным практическим руководством у многих менеджеров и специалистов в различных областях бизнеса.
В дальнейших своих изысканиях, Дж. Джуран приводит разработанную им уникальную модель «спираль качества», каковую также называют «спираль Джурана». Эта вневременная пространственная модель структурирования качества определяет ключевые периоды беспрерывно развивающихся работ по управлению качеством.
Достижения Джозефа Джурана в области менеджмента качества можно перечислять очень долго. Среди бесценного вклада, который он внес: авторство концепции ежегодного улучшения качества (AQI), соавторство в разработке национальной премии по качеству им. Малкольма Болдриджа (США), основание собственного фонда исследования и разработки обучающих программ, наконец, медаль в области качества имени этого величайшего специалиста, теоретика и практика, ученого и практика в науке менеджмента.