Основные функции менеджмента
Менеджмент — искусство управления, творчество грамотного руководителя, выраженное в ресурсах. Все хорошо известны основные функции менеджмента. Рассмотрим их более подробно:
- Функция управленческого планирования;
- Функция организации сотрудников и ресурсов, их координирование;
- Внедрение и применение мотивации в производственном процессе;
- Осуществление контроля со стороны менеджера или управленческой группы;
- Координация по отношению ко всем участникам процесса;
В качестве ключевых функции менеджмента, традиционно выделяют координацию и контроль со стороны руководителя. Необходимо отметить, что эти функции взаимосвязаны и зависят друг от друга, организуя непрерывное движение. Однако, дополнительные функции менеджмента не достаточно рассмотрены в литературе. Уделим им более пристальное внимание.
Дополнительные функции менеджмента
- Социальная функция — руководитель постоянно в процессе своей повседневной деятельности общается с разными группами людей. Интеграция различных слоев, групп и индивидов для выполнения единой цели и задач организации и есть социальная функция процесса управления;
-
Интегрирующая функция — работа современного предприятия не возможна без всесторонней интеграции с различными институтами как социальными, так и экономическими, социальными, государственно — правовыми
Пример 1В качестве примера можно рассмотреть конференции научного направления которые завоевали достойное признание среди представителей бизнеса. Многие бизнесмены считают необходимым и эффективным, принимать активное участие в различных мероприятиях. Это позволяет не только заявить о себе, но и наладить эффективные связи, необходимые для дальнейшего продвижения предприятия.
-
Обучающая функция — пополнение штата сотрудников требует от руководителя своевременной реакции. Любой сотрудник, который попадает в новую среду и коллектив, должен иметь наставника, учителя. Если руководитель дорожит подчиненными и хочет привнести в коллектив новые идеи, что может создать для молодых специалистов интересную площадку для деятельности и уделить им должное внимание;
-
Корректирующая функция (санация) - менеджер может используя механизм собеседования отсеивать сотрудников, которые на достаточно компетентны.
В настоящее время, на государственном уровне предлагается законопроект, которые предлагает создать единую базу данных недобросовестных сотрудников и работодателей, что обезопасит менеджера от ошибок в кадровой политике.
-
Стимулирующая - развитие отдельного предприятия или отрасли рынка, в связи с образовавшимися потребностями, формирует спрос на определенный товар или услугу. Рассмотрим на примере одну из таких ситуации
Изменилось законодательство, затрагивающее складской учет, следовательно, возникла необходимость в модернизации программного продукта, которая была произведена качественно и в указанные сроки. Но, сотрудники организации не умеют работать с новой версией, что существенно снижает и замедляет работу. Таким образом, возник спрос в обучении сотрудников или модернизации программы в связи с пожеланиями пользователя. Менеджер направит соответствующую заявку на модернизацию или обучение, либо воспользуется альтернативным вариантом, исходя из ресурсов организации
В качестве выводов можно сказать следующее. Менеджмент, безусловно, не бездушный процесс или наука, оторванный от реальной действительности. В настоящее время задача руководителя несет в себе не только контролирующую функцию, но и сочетает в себе целую группу различных функции, неотделимых друг от друга, образующих циклический процесс. Развитие менеджмента не стоит на месте, и по нашему мнению, приводит к его существенному изменению и этот процесс становится все более очевидным.
Менеджеру не достаточно просто руководить сотрудниками или цехами, он должен уметь восполнить любой недостающий механизм организации и ее потребности, а поскольку главным ресурсом становятся люди, то и потребности сотрудников. Лишь тесная интеграция основных и дополнительных функции позволит руководителю эффективно развивать предприятие и продвигаться к намеченной цели.