Место частных функций менеджмента в системе управления
Функции менеджмента можно условно разделить на общие, пригодные для разных управленческих процессов, поскольку он характеризуют саму суть управления, а также специфические функции, передающие содержание управления, и частные.
Носители общих функций – это в целом вся управляющая система, а частных – те части системы, которые можно описать локальным или специфическим характером.
Сущность частных функций менеджмента
Частные функции менеджмента состоят из отдельных управленческих операций, через выполнение которых обеспечивается реализация конкретной функции менеджмента.
К примеру, реализация функции по управлению маркетингом может включать следующие специальные управленческие операции:
- сбор и обработка маркетинговой информации;
- выбор целевого рынка и их сегментирование;
- воплощение маркетингового решения в разрезе конкретного продукта;
- поиск и организация взаимодействия с каналами товародвижения;
- организация продвижения товара;
- выбор и реализацию ценовой политики;
- проведение анализа эффективности маркетинга.
Без качественной реализации частных функций менеджмента невозможно реализовать общие функции. Иными словами, частные функции позволяют раскрыть содержание конкретной функции и являются важнейшим инструментом их реализации.
В современной организации каждая из функций менеджмента по содержанию является комплексной и включает в себя ряд частных и общих функции управления.
Классификация частных функций менеджмента
Принято выделять следующие частные функции менеджмента
- Функция управления производством охватывает регулирование всех элементов и процессов производственной деятельности: начиная от поступления исходного сырья до выпуска готовой продукции. Некоторые литературные источники включают рассмотрения данной функции в категорию «производственный менеджмент».
- Функция управления ресурсами включает в себя создание и использование разного рода ресурсных фондов. Оптимальная позиция в данном случае такова, что фонды ресурсов должны быть такими, чтобы избежать перебоев и простоев производства. Вместе с тем, слишком большой ресурсный фонд «замораживает» оборотные средства. Этот круг проблем в современном бизнесе охватывает логистика.
- Функция управления снабжением связана с управлением сырьем, материалами, оборудованием, инструментами и пр. Качественная реализация данной функции предполагает создание оптимальных схем, обеспечивающих максимальную эффективность с минимальными затратами.
- Функция управления сбытом (функция маркетинга включает анализ известного и поиск нового рынка, рекламу, а также продвижение своей продукции на рынок.
- Функция управления инновациями (реинжиниринга) включает организацию работы в части создания и внедрения разных новшеств в каждый элемент деятельности фирмы. Данная функция должна быть сосредоточена на обновлении производства, внедрение изменений в оборудование и технологии.
- Функция управления инвестициями включает деятельность менеджера в области привлечения и использования инвестиций. Инвестиции могут быть использованы не только для обновления производства, но и для его расширения. Ключевое значение для успешной инвестиционной деятельности любого предприятия имеет специфика «инвестиционного климата».
- Функция управления персоналом включает работу менеджера в части организации деятельности его подчиненных.
- Функция управления финансами подразумевает осуществления руководства расходами и доходами, формирование и распределение финансовых фондов. Среди таких фондов: фонд развития производства, фонд оплаты труда, премиальный фонд, фонд социальной помощи, фонд инноваций, резервный фонд и др.
- Функция управления основными фондами включает все операции по распоряжению недвижимостью (здания, сооружения, оборудование). Основные фонды являются материальной основой предприятия, рациональное распоряжение которой - фундамент эффективной деятельности современной организации.