Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бюрократия в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Бюрократия в России
Содержание статьи

Эволюция бюрократии в России

Россия обладает весьма богатой историей. На всем ее протяжении страна смогла пройти множество этапов развития управленческой мысли. Важная роль в ней отводится вопросам становления и развития бюрократии, которая на современном этапе развития российского общества является неотъемлемым его элементом. Основные этапы становления и развития бюрократии в России представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Этапы эволюции российской бюрократии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы эволюции российской бюрократии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые предпосылки к началу формирования бюрократии в нашей стране было положены еще в допетровской России. Именно тогда начала формироваться система управления, предполагающая зависимость карьеры от личных профессиональных качества. Преломясь через золотоордынскую призму в Россию пришел китайский образец управления, основным заимствованным элементом которого стали налоги.

Первые функционально-специализированные органы управления (в государственной сфере) были сформированы в XVI веке. В то время их именовали «приказами», а работающие в них незнатные дьяки со временем стали играть не менее важную роль в обществе, нежели знатные бояре. Именно в это период и были сформированные первые черты российской бюрократии. Свою устойчивость они сохранили и в последующие века.

Новый импульс к развитию бюрократии был обусловлен эпохой правления Петра I. Ориентируясь на опыт западноевропейских стран, он осуществил попытку замены потомственных бояр профессиональными чиновниками. В результате был сформирован новый орган государственного управления – Сенат. Петровские реформы добавили с бюрократию новые элементы, заимствованные от европейского абсолютизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Первым прообразом бюрократической организации стал аппарат государственной власти. Он выстраивал иерархию управления, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих, а также закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом.

В эпоху императорской России бюрократия в большей степени тяготела к восточному варианту. Она не была подконтрольна интересам общества, а также отличалась невысокой эффективностью и высокой степенью коррумпированности. В этот период на первый план в управлении выходили неформальные отношения, в виду чего четкая профессиональная специализация и зависимость карьерного роста от служебных компетенций отсутствовали. В российскую модель были вплетены отдельные элементы рациональной бюрократии.

Замечание 1

В период советской власти был сформирован новый тип бюрократизации управления. Он предполагал высокую степень зависимости управления от политической лояльности правленцев при Сталине и личных связей при его приемниках. Штат управленцев рос непропорционально его качеству.

С распадом Советского союза началась активная борьба с бюрократией, особенно в государственном секторе. В 1990-е гг. была проведена тотальная приватизация, основным аргументом в пользу которой выступало утверждение о том, что частные предприниматели будут управлять предприятиями гораздо эффективнее государственных чиновников. Тем не менее, аппарат государственно власти по-прежнему остается весьма бюрократизированным. Что же касается частных структур, бюрократический стиль управления также имеет место быть, особенно в крупных организациях.

Особенности современной бюрократии в России

В России бюрократия традиционно отождествляется с аппаратом государственного управления и властью чиновников. В данном контексте ее принято делить на три вида:

  • федеральная;
  • региональная;
  • местная.

В первом случае речь идет о кремлевских управленцах, во втором – об управлении на уровне областей и республик, в третьем – об городском, районном и поселковом управлении. Основным принципом развития управленческих отношений между представителями государственной власти выступает иерархичность власти (кто занимает более высокое положение, то и собирает «дань» руками тех, кто «ниже»).

Применительно к микроуровню, непосредственно связанному с построением организационных структур управления корпорациями, предприятиями, фирмами, бюрократия воспринимается на определенный тип организации менеджмента.

Определение 1

Менеджмент – это совокупность методов управления организацией.

Основополагающими функциями менеджмента традиционно считаются организация, планирование, руководство, мотивация и контроль. Без него эффективное управление организацией, особенно в долгосрочном периоде, не представляется возможным. Менеджмент, основанный на бюрократии, находит свое отражение в так называемом бюрократическом управлении.

Бюрократическое управление – это управление организацией в рамках четко разработанных правил и предписаний.

На современном этапе бюрократическое управление в условиях российской действительности опирается на традиционную модель М. Вебера. В соответствии с этой моделью основными чертами бюрократии, характеризующими ее сущность, считаются:

  • иерархичность управления;
  • порядок подчиненности;
  • разделение труда;
  • наличие и жесткость регламентированных правил и процедур, ограничивающих свободу принятия решений;
  • определение должностных функций работников на основе формальной закрепленных правил и инструкций;
  • реализация официальных процедур подготовки должностных лиц;
  • использование профессиональных и деловых критериев для карьерного роста;
  • лояльность работников по отношению к организации и пр.

Характерной российской особенностью развития и функционирования бюрократии на различных уровнях и в различных сферах менеджмента по-прежнему остается использование принципов и методов криминального управления. Главным элементом такого управления считается коррупция. В наибольшей степени она развита в сфере «политического менеджмента». Несмотря на множественные меры, принимаемые ей в противовес, борьба с этим явлением продолжается до сих пор.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис