Бережливый стартап - это концепция разработки и реализации проектов, которая предполагает итеративный выпуск продуктов, измерение достигнутого прогресса и получение обратной связи от конечных пользователей.
Понятие концепции бережливого стартапа
Не так давно в бизнес-литературе сформировалось такое понятие, как бережливый стартап. С его помощью обозначают современную методологию предпринимательства, которая представляет собой синтез нескольких бизнес-концепций. Прежде всего, речь идет про технологии бережливого производства (Lean Production) и технологии гибкой разработки проектов (Agile).
Бережливый стартап как категория проектного менеджмента была сформулирована благодаря работам двух авторов - Эрика Риса и Эша Маурья. Они в своих трудах предприняли попытку объединить принципы, подходы и практики нескольких концепций для того, чтобы получить методологию проектирования продуктов, которые соответствуют ожиданиям и способны удовлетворить потребности конечных пользователей. Причем характерной чертой такого проектирования считается отсутствие необходимости в обеспечении большого объема первичного финансирования или в организации затратных продуктовых запусков.
На первых порах формирование концепции бережливого стартапа шло на основе деятельности технологических компаний. Однако в дальнейшем сфера ее применения была расширена, что сделало возможным ее применение для отдельно взятого человека, команды, организации или государства, которые желают придумать, создать и представить на рынок новый продукт.
В концепции бережливого стартапа за основу была взята бизнес-модель Lean Canvas. Данная модель считается одним из самых наглядных визуальных инструментов, с помощью которого может быть получена оценка проблемных мест любого бизнес-плана. Наглядность этого инструмента обеспечивается за счет заполнения таблицы, которая состоит из таких ячеек, как «Ключевые партнеры», «Ключевые ресурсы», «Структура издержек», «Потоки доходов», «Гипотезы», «Метрики», «Решение», «Проблема» и др.
Основные принципы концепции бережливого стартапа
Реализация концепции бережливого стартапа, как правило, требует от предпринимателей соблюдения трех основных принципов:
- принцип проверяемой гипотезы;
- клиентоориентированный подход;
- гибкость методов работы над проектом.
В соответствии с первым принципом сначала (т.е. перед началом работ над проектом) нужно сформулировать гипотезу на счет того, какой продукт нужен и как его можно будет получить. Далее нужно эту гипотезу (иными словами, идею стартапа) оценить на жизнеспособность. Только после получения гипотезой положительной оценки можно переходить к детальному анализу рынка и составлению многомесячного бизнес-плана.
Один из аспектов работы над гипотезой связан с выяснением того, как конечные пользователи отреагируют на него. В данном случае уже проявляется принцип использования клиентоориентированного подхода к управлению проектом. Согласно ему, большое значение имеет точное определение актуальных потребностей клиентов, на основе чего можно сформулировать, так называемый, минимально жизнеспособный продукт.
Минимально жизнеспособным продуктом обычно называют результат пересечения, с одной стороны, идеи продукта, который предприниматель себе представил, и с другой стороны, идеи продукта, в котором люди действительно нуждаются и за который они готовы заплатить. Для того чтобы получить этот образ, важно установить канал осмысленной обратной связи, после получения которой в проект вносятся коррективы, приводящие к постепенному развитию.
Последний принцип требует применения гибких методов управления проектом. Основанием для них является разделение всей совокупности работ по проекту на несколько циклов (итераций). После выполнения каждого из них полученный к данному моменту промежуточный вариант продукта (инкремент) подвергается тестированию, суть которого сводится к проверке гипотезы (т. е. оценке того, остается ли идея стартапа жизнеспособной).
Критика концепции бережливого стартапа
Время от времени концепция бережливого стартапа подвергается критике. В частности, в данной концепции отсутствует пошаговый алгоритм действий, которые стоит совершать на начальной стадии бизнеса. Там лишь приводится описание концептуального подхода по предварительному отбору жизнеспособных и функциональных бизнесов, который позволяет сэкономить ресурсы.
Кроме того, в адрес концепции бережливого стартапа делают следующие замечания:
- в концепции сделан акцент на создании отдельных функций (фич), а не полноценного продукта;
- концепция предлагает проектным командам такой формат работы (точнее говоря, тестирование большого потока инноваций в высоком темпе), который оказывает отрицательное влияние на мотивации ее членов;
- концепция не допускает возможность вживления новых продуктов в экосистему проекта, что приводит к снижению конкурентоспособности бережливого стартапа.
Несмотря на перечисленные возражения, концепция бережливого стартапа по ходу своего становления подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. Реализуя ее положения, многие предприниматели сначала предоставляют клиентам «сырой продукт» - тем самым, он тестируется. После получения обратной связи продукт доводиться до ума и эволюционирует в версию, наиболее востребованную потребителям.
Таким образом, в целях разработки и реализации проектов может быть использована концепция бережливого стартапа. Она подходит для предпринимателей, которые хотят выйти на рынок с новым продуктом, поэтому суть этой концепции состоит в постепенной эволюции продукта и в поэтапном доведении его до удовлетворительного (с точки зрения конечных пользователей) состояния.