Бенчмаркинг в управленческом консалтинге – это метод организации управления и реализации конкурентных преимуществ субъекта бизнеса посредством исследования и оценки практики иных субъектов рынка для применения в собственной бизнес-деятельности.
Понятие и значение бенчмаркинга в управленческом консалтинге
Современные участники рынка претерпевают влияние внутренних и внешних факторов, способных существенно повлиять на эффективность функционирования компании. Это могут быть глобальные процессы, например, пандемия коронавирусной инфекции, процессы национальной экономики, в частности, зависимость экономики от добывающей промышленности, внутренние, например, недостаток высококвалифицированных кадров и пр.
В связи с этим сегодня компании находятся в поиске методов и инструментов управления, которые можно внедрить в собственную бизнес-деятельность для повышения ее эффективности.
Одним из наиболее перспективных методов современного управления, который широко рекомендуется управленческим консалтингом, является бенчмаркинг. Бенчмаркинг по своему содержанию представляет инструмент исследования, изучения практики функционирования конкурентов и иных компаний для внедрения наиболее перспективных практик в собственную управленческую деятельность.
Отечественные компании только осваивают метод бенчмаркинга, поскольку в управленческой практике они сталкиваются с:
- отсутствием необходимой информационной базы, то есть аналитической деятельности в отношении компаний-конкурентов и иных компаний;
- непринятием новых методов и инструментов управления акционерами, высшим менеджментом и пр.
Впервые бенчмаркинг стал использоваться в качестве целенаправленной управленческой методики в бизнес-сообществе Японии в 1950-е гг., преимущественно в малых компаниях. В 1970-е гг. он активно распространился и в американской бизнес-практике.
Сегодня многими активно развивающимися компании бенчмаркинг рассматривается в качестве неотъемлемого метода оценки и выбора вариантов совершенствования собственной деятельности, в том числе реализации конкурентных преимуществ за счет исследования и внедрения практик иных компаний.
Характеристика принципов бенчмаркинга
Бенчмаркинг как метод организации и реализации управления предполагает исследование принципов, гарантирующих законность и эффективность применения указанного метода. К числу основных принципов бенчмаркинга относятся:
- законность, что требует от компании при сборе информации использовать исключительно законные инструменты, использовать такую информацию исключительно в законных целях;
- справедливость. Названный принцип предполагает, что все компании имеют право на реализацию маркетинговых исследований. Таким образом, компании в отношении компаний-конкурентов и иных компаний могут проводить маркетинговые исследования в отношении друг друга;
- принцип первичного контракта. Указанная основа проведения бенчмаркинга предполагает, что бенчмаркинг осуществляется исходя из тех обязательств, которые имеются у компании;
- подготовка. Названный принцип бенчмаркинга предполагает, что исследование продукта, функциональных характеристик производства и управления компании и пр. должно осуществляться на основе специальной проведенной подготовительной работы с определением целей и задач исследования и утверждением параметров измерения, имеющих значение для исследования характеристик и др.
Характеристика видов бенчмаркинга
Практика использования бенчмаркинга весьма разнообразна, что позволяет выделить следующие его основные виды:
- внутренний. Названный вид бенчмаркинга реализуется внутри конкретной компании посредством анализа соотношения используемых компанией технологий, структуры производства, управленческих процессов и иных элементов функционирования компании. Здесь опыт наиболее успешных подразделений компании адаптируется для иных подразделений;
- бенчмаркинг конкурентоспособности. Данный вид бенчмаркинга предполагает сопоставление характеристик компании с характеристиками компаний-конкурентов. Это может касаться исследования продукта, технологии производства и иных аспектов деятельности компании;
- функциональный. Этот вид бенчмаркинга предполагает анализ и развитие конкурентных преимуществ функционирования компаний одного сектора;
- глобальный. Названный вид бенчмаркинга предполагает, что анализ деятельности компаний проводится в рамках ассоциаций таких компаний, из практики которых выбираются наиболее перспективные инструменты;
- бенчмаркинг продукта. Это направление бенчмаркинга предполагает исследование основных характеристик продукта и методов управления, используемых для его производства и продвижения и др.
Содержание бенчмаркинга
Разнообразие видов и, соответственно, целей реализации бенчмаркинга предполагает утверждение разнообразных методик реализации указанного инструмента. Количество и содержание этапов бенчмаркинга также может различаться. К числу основных этапов, тем не менее, можно отнести следующие:
- установление предмета и объекта бенчмаркинга;
- определение субъектов, привлекаемых к бенчмаркингу. Это могут быть компании из одной ассоциации;
- выбор инструментов анализа;
- определение параметров сравнения;
- планирование процесса исследования, определение инструментов исследования, то есть инструментов сопоставления конкретных аспектов практики функционирования компаний;
- назначение ответственных субъектов за реализацию исследования;
- непосредственная реализация бенчмаркинга и контроль итогов;
- повторная проверка контрольных параметров бенчмаркинга и др.
Итак, содержание бенчмаркинга в практике конкретной компании определяется предметом исследования, его целями и задачами и, соответственно, выбранным видом бенчмаркинга и соответствующих такому виду инструментов. Необходимо отметить, что мониторинг результатов исследования бенчмаркинга позволяет вносить необходимые корректировки в процесс его реализации, оптимизировать его проведение.