Среди аспектов управленческого контроля можно выделить:
- Экономический.
- Политико – правовой.
- Социально-психологический.
- Организационно- информационный
Рассмотрим перечисленные аспекты управленческого контроля подробнее.
Экономические аспекты управленческого контроля
В этом случае следует отталкиваться из характеристики термина «эффективность контроля».
Эффективность контроля — это соотношение достигнутых результатов к цели, а также достижение целей с минимальными затратами сил, времени и средств.
Степень эффективности выше, когда на достижение благоприятного результата затрачивается как можно меньше усилий и ресурсов.
Эффективный контроль обладает следующими контрольными чертами:
- контроль должен быть стратегически направленным и соответствовать направлению общих приоритетов организации;
- управленческий контроль должен быть ориентирован на конечный результата. При этом конечной целью является не сбор необходимой информации, установление стандартов и выявление проблем, а решение тех задач, которая стоят перед организацией;
- управленческий контроль должен соответствовать специфике бизнеса компании;
- контроль должен отвечать принципу своевременности. В основе эффективного управленческого контроля должна быть система, предоставляющая необходимую информацию нужным сотрудникам до начала кризисных проявлений;
- контроль должен быть гибким и быстро адаптироваться к происходящим переменам окружающей среды;
- управленческий контроль должен быть простым, отвечать соответствующим возможностям и потребностям людей, которые взаимодействуют с системой контроля и реализуют ее;
- контроль должен отвечать принципу экономичности. Если цена системы контроля выше, чем отдача от его использования, то такой контроль не имеет права на существование.
Политические и правовые аспекты управленческого контроля
Правовое регулирование управленческого контроля реализуется через применение норм законодательства. Политическое регулирование современного рынка базируется на конституционных нормах, в целом для управления государством, и на контрольных действиях государственных органов в отдельности.
Социально-психологический аспект управленческого контроля
Прежде всего, управленческий контроль влияет на человеческую психологию. Существование контроля само по себе воздействует на их поведение и сознание, на отношение их к должностным обязанностям.
Организационно-процедурные аспекты управленческого контроля
Процедурный аспект подразумевает представление контроля не только как деятельности по обработке данных, включая этапы сбора, обработки и хранения информации, но и как операции, процедуры и действия, выполняемые сотрудниками контролирующих органов.
Есть несколько различных подходов к процессу выделению стадий управленческого контроля.
Согласно первому подходу, выделяются следующие стадии:
- стадия констатации - выявления, установления фактического состояния дел;
- стадия анализа - сравнение фактического состояния с текущим режимом, намеченной целью и оценка характера выявленных отклонений;
- стадия разработки корректирующих мер для устранения отклонений.
Другой подход предполагает включение в процесс управленческого контроля стадий по установлению нормативов, стандартов функционирования и измерения фактических результатов исполнения, сопоставлению с намеченным планом и оценки полученного результата, а также стадии по корректировке возникающих отклонений.