Сущность антимонопольной политики и корпоративного контроля
Антимонопольная политика – это основные направления государственной деятельности, направленные на формирование конкурентных рыночных структур.
Корпоративный контроль – это особая система мер, направленная на качественное и количественное оценивание работы организации в целом, а также с учетом ее результатов, и вынесение определенного спектра решений на основании собранной статистики.
Решающее значение в устойчивом экономическом росте и повышении конкурентоспособности товаров из России на мировом рынке имеет активная экономическая политика государства. Достаточно часто в качестве «побочного» продукта экономической политики выступают тенденции к монополизации продуктовых и финансовых рыночных структур компаниями-целевыми объектами экономической политики. Чтобы предотвратить или смягчить антиконкурентные последствия подобного рода государственных мероприятий, в развитых странах был выработан комплекс мер – политика поддержки конкуренции, состоящая из антимонопольного регулирования, а также более сложных действий государства, затрагивающих развитие и поощрение конкуренции на отдельных рынках.
Право на конкуренцию предпринимателей предусмотрено в Законе РСФСР 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», которая гарантирует:
- равные права доступа любого субъекта предпринимательской деятельности к рынку, материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, а также одинаковые условия, в которые предприятия осуществляют свою деятельность, не зависимо от типа собственности или организационно-правовой формы;
- свободу выбора предпринимателем области деятельности предприятия в пределах, которые закреплены законодательно.
Затруднения в процессе создания и осуществления антимонопольной политики в РФ, в первую очередь связаны с тем, что антимонопольное регулирование по своей сути рассчитано на рыночную базу отношений в экономике и им не предусмотрен инструментарий, пригодный для создания рыночных отношений – задача, которая решается антимонопольными органами в России, начиная зарождением конкурентной политики. В связи с этим эффективность антимонопольного регулирования в России находится в прямой зависимости от взаимодействия антимонопольной политики с другими видами экономической политики в большей степени, по сравнению с зарубежными государствами.
Сложности в формировании и реализации антимонопольного регулирования заключаются в создании его в условиях, когда конкурентный рынок и рыночные отношения вообще отсутствовали. В России антимонопольное законодательство получило свое развитие на начальном переходе к рынку, а антимонопольная политика рассматривалась в начале в качестве политики разгосударствления и создания рыночных отношений.
Этапы развития антимонопольной политики
На первом этапе целями экономической политики не только были определены нормативные положения зарождающейся антимонопольной политики, но и доминировали в ее практическом осуществлении, даже в ущерб ей самой. Конкурентная политика была ограничена государственным антимонопольным контролей и разработкой реестра действий, которые должны быть запрещены.
Иными словами, на первом этапе развития антимонопольного регулирования, не достаточно четко разграничены сферы деятельности и полномочия антимонопольной и экономической политик.
Несмотря на то, что на первом этапе, то есть в начале 1990-х годов, до того, как был принят закон «О естественных монополиях», антимонопольное регулирование смогло достичь определенных успехов, например, была понята необходимость антимонопольной политики, создание органов антимонопольного регулирования и пр., в целом антимонопольная политика не справлялась с выполнением тех функций, которые были необходимы для реализации ее собственных целей, а также целей экономической политики.
Вторая стадия реформ и развития антимонопольной политики началась в 1994-1995 годах, принятием Постановления Правительства РФ от 9.03.1994 г. № 191 «О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках РФ» и Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Такими нормативными актами была определена долгосрочная стратегия развития антимонопольного регулирования и ему придавалась необходимая системность и организованность.
Основное достижение второй стадии – начало обособления антимонопольного регулирования в качестве самостоятельной области политики со своим специфическим объектом, субъектом и инструментами воздействия, отличающимися от методологии экономической политики, несмотря на наличие точек соприкосновения.
Третий этап начался в августе 1998 г., когда после окончания финансового кризиса, настала пора изменений в ориентирах и методах экономической политики. Началось осознание роли антимонопольной политики в препятствовании или способствовании проведению и эффективности экономической политики. В этот период отмечена активизация антимонопольной политики в рамках ее защитных функций. Был отредактирован Закон «О конкуренции». Его дополнили многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм.
В 2000-03 годах отмечен переход в антимонопольной политике с ценового регулирования на мониторинг общественного состояния дел на рынке. Нарастает понимание того, что высокий уровень цен в сочетании с его постоянным повышением, сам по себе – не результат монополистических действий изготовителя продукции. То есть, это возможно только в случае, если повышение получено при злоупотреблении изготовителем своим доминирующим положением.
Начиная с 2000 года, особая роль в антимонопольной политике РФ отводится положениям, направленным на пресечение любых антиконкурентных действий государственных органов. Конкурентное законодательство РФ содержит несколько специальных глав, посвященных действиям органов исполнительной власти разных уровней, которыми может быть ограничена конкуренция на товарных и финансовых рынках.
С 2004 года начался следующий период развития антимонопольного регулирования. В рамка административной реформы госорганов управления, была создана Федеральная антимонопольная служба, задача которой – антимонопольное регулирование и ограничение корпоративного контроля с развитием конкурентной политики.
Иными словами, антимонопольная политика РФ оказывает положительное влияние на становление конкурентной среды в стране, а общая оценка деятельности государства в этом направлении – заслуженно высока.