Антикризисное финансовое управление
Антикризисный менеджмент – это комплексная система управления, которая направлена на устранение или полное предотвращение финансового кризиса внутри организации. Также антикризисный менеджмент помогает руководителям выбирать корректные методики по устранению негативных последствий финансового кризиса на предприятии.
Постоянные трансформации, которые происходят в структуре рынка, а также сложная экономическая ситуация, не отличающаяся стабильностью, повышают риск того, что компания начнет осуществлять деструктивную деятельность из-за негативных внутренних процессов. Все это может привести к кризису и, как следствие, к ликвидации организации, но избежать негативных последствий можно, если вовремя предпринять антикризисные меры.
Основная цель принятия антикризисных решений состоит в восстановлении деятельности компании, которая могла пострадать и утратить свой статус по причине неблагоприятных экономических обстоятельств. Также антикризисный менеджмент ориентирован на выполнение нескольких задач:
- Своевременная диагностика состояния компании и выявление наиболее проблемных точек в экономике предприятия;
- Подготовка к кризисной ситуации, которая может возникнуть по причине общего экономического кризиса. К таким мерам относят накопление необходимого для поддержания жизнедеятельности компании капитала, экономию ресурсов и сокращение закупок, замораживание резервов до определенного момента;
- Предотвращение самой кризисной ситуации путем грамотного планирования хозяйственной деятельности;
- Погашение имеющихся задолженностей, решение проблем, которые связаны с неплатежеспособностью компании. Эти трудности появляются, когда у компании слишком мало финансовых ресурсов для уплаты налогов, выплаты зарплаты сотрудникам, а также для исполнения обязанностей перед кредиторами;
- Восстановление былой экономической устойчивости, поиск партнеров и клиентов, благодаря которым на рынке будут завоеваны более прочные позиции.
Также следует отметить несколько мероприятий, которые могут быть решающими в деятельности компании. Например, организация посткризисной деятельности, которая должна выстраиваться с учетом обстоятельств и факторов, которые привели непосредственно к негативным последствиям. Как правило, руководители и менеджеры сталкиваются с негативной ситуацией, и бросают все силы на то, чтобы устранить последствия. Но необходимо рассматривать еще и те обстоятельства, которые стали причинами текущего состояния компании. Если не выявить их и не выработать модели, согласно которой ситуация будет разрешаться «автоматически», то велика вероятность того, что совсем скоро компания вновь столкнется с теми же проблемами, так как их причины останутся невыясненными.
Объектами антикризисного менеджмента являются предприятия, организации и компании, которые уже пострадали от финансовых проблем. Также проведение антикризисных мероприятий предусмотрено законодательством в отношении муниципальных, региональных и федеральных структур.
Сущность антикризисного менеджмента выражается в нескольких положениях:
- Во-первых, кризисные ситуации могут быть предотвращены, а также их можно ускорить или вызвать искусственно. В последнем случае это делается для того, чтобы посмотреть, как руководство компании и коллектив отреагируют на «шоковую терапию» и поведут себя в нетипичных условиях.
- Во-вторых, кризис может быть приостановлен, ускорен или перенесен на другое время, если он управляем или создан искусственно.
- В-третьих, финансовый удар по компании можно свести к минимуму, если вовремя выявить проблемные точки.
- В-четвертых, процессы разрешения кризисной ситуации могут управляться менеджерами, если у специалистов есть достаточный опыт работы.
Принципы антикризисного управления
Деятельность системы антикризисного финансового управления внутри компании базируется на нескольких принципах. Их требуется придерживаться для того, чтобы свести к минимуму риски для компании.
Первый принцип – это постоянная готовность к тому, что финансовое равновесие компании может быть нарушено. Финансовое состояние организации изменчиво, оно может динамично ослабляться или усиливаться. Многое зависит от текущего внутреннего состояния компании и от общей экономической ситуации в сфере деятельности фирмы, на региональном, федеральном или международном уровнях. Изменения определяются реакцией на трансформации внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности компании.
Второй принцип – ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности компании может нейтрализовать негативные последствия кризиса. Об этом уже было сказано ранее. Если у руководства и менеджеров есть механизмы для выявления кризисных ситуаций внутри компании, то они могут использовать их и на ранних этапах оценивать состояние компании, определять слабые стороны и предотвращать негативные последствия.
Третий принцип – срочность реагирования на отдельные ситуации, которые можно оценить как кризисные. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом организации, но и порождает новые, сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать организация. Менеджмент на данном этапе может быть направлен на реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисного состояния организации. Это может быть устранение неплатежеспособности компании, восстановление ее финансовой стабильности и изменение стратегий, которые обеспечивают устойчивый экономический рост компании.